28 февраля 2019 г.

Документ без бумаги

На этой неделе в Москве прошел круглый стол «Электронный документооборот: как упростить организацию взаимодействия в транспортном секторе?».

Уже не раз говорилось о том, что цифровая трансформация – это неизбежный тренд современности. По словам заместителя директора департамента программ развития Министерства транспорта РФ Евгения Ткаченко, необходимо четко понимать, что преобразования произойдут в ближайшее время неизбежно, это как новый технологический уклад. «В свое время было широко распространено передвижение на лошадях и газовое освещение, им на смену пришли автомобили и электричество. Сначала это было дорого и сложно в обращении, но затем пришло понимание того, что по-другому жить нельзя. Сейчас складывается аналогичная ситуация», – заявил он.

И цель здесь не просто вложить колоссальные средства и что-то создать – важно снизить издержки в таких категориях, как время и средства. А также научиться взаимодействовать с информационными системами, которые наделяют признаками искусственного интеллекта.

Независимый эксперт Елена Кунаева напомнила, что решение о переходе на электронный документооборот было принято в 2001 году, причем в отсутствие какого-либо правового поля. А через год уже было утверждено техническое задание на автоматизированную систему, с которой сейчас работают не только железнодорожники, но и таможенники, и налоговики. 

Также она отметила, что переход на автоматизированные процессы, безусловно, сказывается на работниках компаний. По ее мнению, в каждой структуре должен появиться ответственный руководитель с полномочиями, которые позволят ему менять действующие технологические процессы внутри каждой структуры, принимать решения по перераспределению ответственности и функций среди персонала, поскольку, как мы все понимаем, электронный документооборот высвобождает время у специалистов. И нужно понимать, что такие технологии могут вызывать сопротивление со стороны персонала, поскольку никто не хочет передавать свои функции.  

Поэтому прежде чем усиливать взаимодействие в рамках электронных технологий в транспортном секторе в целом, нужно организовать серьезную работу по изменению процессов распределения ответственности между людьми внутри каждой компании – участника перевозочного процесса. В качестве примера она привела ОАО «РЖД», где существенно сократилось количество агентов, работающих над созданием документов. В компании была разработана специальная программа, в рамках которой видоизменение или полное исчезновение профессии происходило с учетом возможностей конкретного человека по переобучению, переводу его на другую работу и т. д.

В ОАО «РЖД» реализуется достаточно много проектов в этой сфере. Заместитель главного инженера ЦФТО ОАО «РЖД» Юрий Суродин сообщил, что в этом году должны уже на постоянной основе начаться грузовые железнодорожные перевозки в международном сообщении по электронным документам. С технологической точки зрения к этому процессу все готово.

Очень важным аспектом работы, по его словам, является электронизация бухгалтерской работы. И здесь также сделано много. В частности, начальник управления по экономике и финансовым расчетам ЦФТО ОАО «РЖД» Ольга Обморнова сообщила, что клиенты проявляют все больший интерес к оформлению бухгалтерских и налоговых документов в этом формате. И если год назад только 21% клиентов работали с электронными документами, то сегодня этот показатель составляет уже 51%. И более 66% электронных счетов-фактур выдано в электронном формате. Также более 50% клиентов уже получают акты сверки взаимных расчетов в электронном виде.
Но это не значит, что такие технологии развиваются только на железной дороге, другие виды транспорта тоже тяготеют к электронным технологиям, что особенно важно для организации бесшовных грузоперевозок. Е. Ткаченко считает, что для развития мультимодальных перевозок нужно организовать электронный документооборот между автомобильным и железнодорожным транспортом.

Он отметил, что в рамках развития электронного документооборота железнодорожникам нельзя упускать и автомобильный транспорт. Поскольку именно он, как правило, является начинающим или замыкающим при перевозках. «Мы будем переводить оформление автомобильных грузовых перевозок в электронный вид. И лучше сделать так, чтобы эти стандарты синхронизировались с железнодорожными. Безусловно, для железной дороги морская грузовая база ближе, чем автомобильная или, скажем, авиационная, но для мультимодальных перевозок нужно решать все вопросы в комплексе», – пояснил Е. Ткаченко.

О необходимости развития такого взаимодействия говорила заведующая научно-исследовательской лабораторией «Грузовая и коммерческая работа» РУТ МИИТ Вероника Нутович. Она сообщила, что сейчас лаборатория занимается автоматизацией производственной деятельности Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО «РЖД». Если говорить о взаимодействии железнодорожного и автомобильного транспорта, то в случаях, когда РЖД как перевозчик берут на себя комплексную услугу, которая предполагает доставку груза от склада грузоотправителя до склада грузополучателя, в том числе и автомобильным транспортом, все оформление документов, которые с этим связаны, также ложится на плечи компании. И в этом случае оформление путевых листов синхронизировано с ЭТРАН. Если же РЖД привлекают сторонних автомобильных перевозчиков, то их документы в системе не отражены. «И здесь нужно реализовывать дальнейшее информационное взаимодействие. Но сейчас такая работа уже ведется», – добавила она.

Мало того, по словам В. Нутович, в текущем году запланирован вывод комплексной услуги по перевозке грузов с привлечением автомобильного транспорта на ЭТП ГП.
Представитель Ассоциации морских агентов Калиниграда, Санкт-Петербурга и Юга России, директор проекта Single Window группы «Морской Экспресс» Владимир Коростелев считает, что для транспортного сектора нужно формировать единое информационное пространство – национальную (или межгосударственную) модель данных. На ее основе можно будет разработать и внедрить стандартные электронные сообщения грузовых документов и перейти от традиционного бумажного документооборота к электронному обмену данными при внутренних и международных мультимодальных перевозках.

В этой связи нужно будет разработать и утвердить форматы сообщений электронного обмена данными для транспортных документов и документов о пересечении границы. Также нужно будет разработать нормативно-правовые акты об утверждении форматов и структуры вышеуказанных электронных сообщений и согласовать его с причастными федеральными органами исполнительной власти и государственного контроля.

INTELLEX Москва, ул. Верхняя Красносельская, д. 3, стр.5 +7 (499) 929-83-71