28 сентября 2017 г.

Не нефтью единой

Стабильность погрузки Куйбышевской дороге обеспечили химикаты и промсырьё.

Интервью с Игорем Хахулиным, начальником Куйбышевского ТЦФТО ОАО «РЖД».

– Как Куйбышевской удалось набрать, а сейчас удерживать темп объёмов погрузки на фоне сохраняющегося влияния внешних факторов?
– Традиционно на Куйбышевской железной дороге генеральными грузами являются нефть и нефтепродукты, доля которых составляет 58% от общей погрузки по родам грузов. Продление ОПЕК соглашения об ограничении объёмов добычи и рост цены на нефть позволили стабилизировать ситуацию на мировом и внутреннем рынках. Однако к существенному росту объёмов перевозок нефти и нефтепродуктов в регионе дороги это не привело, поскольку ряд ключевых в этом сегменте грузоотправителей – НПЗ АО «ТАНЕКО» и АО «Куйбышевский НПЗ» ПАО НК «Роснефть» – приостановили производство для ремонта.

В результате основной прирост объёмов был обеспечен за счёт увеличения погрузки других номенклатур грузов, в частности, каменного угля, отгрузку которого в ноябре прошлого года со станции Тюльган возобновило ООО «Башкируголь». Рекордный урожай зерновых, собранный в прошлом году в субъектах РФ, расположенных в зоне обслуживания Куйбышевской железной дороги, также обеспечил весомую долю в общем объёме погрузки.

Продолжающаяся реализация стратегических планов по модернизации позволяет ПАО «Тольяттиазот» наращивать производственную мощность и объёмы предъявления грузов к перевозке, открывает дополнительные перспективы запущенное и работающее в тестовом режиме ПАО «Куйбышевазот» совместное с немецкой компанией Linde Group предприятие по производству аммиака и водорода. Увеличение объёмов погрузки промышленного сырья связано с повышением спроса на кварцевый песок у ООО «Лукьяновский ГОК» по станции Ташла, и ОАО «Кварц» и ООО «Кварцверке Ульяновск» по станции Красный Гуляй.

– Почему пока не удаётся при росте индекса промышленного производства в регионах обеспечить пропорциональный рост объёмов погрузки?
– Действительно, с начала года во всех субъектах РФ, расположенных в регионе обслуживания Куйбышевской железной дороги, отмечен рост индексов промышленного производства за счёт увеличения объёмов производства нефтепродуктов и кокса, продовольственных и промышленных товаров, машин и оборудования, транспортных и автотранспортных средств.

Но при этом сохраняется отсутствие пропорционального увеличения объёмов погрузки железнодорожным транспортом. Более того, в двух субъектах – Ульяновской области и Республике Башкортостан – по итогам первого полугодия отмечено снижение погрузки.

Это обусловлено, прежде всего, различной удельной долей предприятий, осуществляющих перевозку железнодорожным транспортом в отраслях промышленности субъектов, и распределением объёмов предъявляемых к перевозке грузов между разными видами транспорта. К примеру, в сегменте рынка продуктов высокого передела, то есть в производстве готовых металлических изделий, машин и оборудования, электрического оборудования и автотранспортных средств, при наращивании производства от 5 до 20% в регионах объём перевозок снижается из-за сбыта готовой продукции небольшими партиями, не позволяющими производить отгрузку повагонными отправками.

– Что стимулирует и без того достаточно активную работу по возвращению клиентов на железнодорожный транспорт от альтернативных перевозчиков?
– Для этого используются различные механизмы и форматы взаимодействия, в частности, со службами весового контроля субъектов РФ проект по обеспечению весогабаритного контроля. Такое сотрудничество взаимовыгодно и решает одновременно несколько значимых для сторон задач: снижение нагрузки на автомобильные дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения, а также позволяет оптимизировать грузопотоки между различными видами транспорта.

Результатом этой работы стало увеличение объёмов погрузки грузов крупных предприятий Башкирского региона, таких, как АО «Башкирская содовая компания», ПАО «Ашинский металлургический завод», ООО «Миньярский карьер» и ООО «Биянковский щебёночный завод». Факт снижения перевозки грузов автотранспортом на 10-15% на совместных совещаниях неоднократно подтверждали представители предприятий.

Подчеркну, что ключевым вопросом в грузовой работе является тарифная политика. С начала текущего года по ряду направлений установлены понижающие коэффициенты к действующим тарифам раздела 2 Прейскуранта № 10-01. К примеру, понижающий коэффициент 0,909 на экспортные перевозки аммиака безводного сжиженного и жидкого безводного в гружёном рейсе при перевозках на расстояние свыше 1,5 тыс. км.

Если говорить о перспективах, то совместно с заинтересованными органами исполнительной власти ОАО «РЖД» приступило к разработке нового Прейскуранта 10-01, в котором планируется сохранить все прогрессивные, рациональные принципы и преимущества действующей тарифной системы. Речь идёт о среднеотраслевом принципе формирования тарифов и их построении, исходя из размера экономически обоснованных затрат. И что важно, в изменившихся условиях работы отрасли в новых тарифных схемах будет учитываться реальная себестоимость перевозок.

– Что затрудняет процесс повышения эффективности клиентоориентированного подхода?
– Влияние оказывают ограниченность информационных каналов взаимодействия, несовершенство портфеля оказываемых услуг, который не всегда в полной мере отвечает актуальным потребностям клиентов, а также сложная процедура приёма груза к перевозке.

В этой связи основная задача системы фирменного транспортного обслуживания заключается в точном определении «барьерных» мест и адресной проработки предложений, которые позволят как решить проблемы грузоотправителей, так и сократить транзакционные и временные издержки.

– В связи с этим, какие транспортно-логистические проекты и услуги приобретают особую актуальность?
– Для обеспечения высокого качества обслуживания и создания условий для привлечения дополнительных объёмов на Куйбышевской железной дороге созданы центры продаж услуг, ориентированные на продвижение транспортно-логистических и терминально-складских услуг холдинга на основе взаимодействия подразделений ОАО «РЖД».

С целью повышения доступности транспортных услуг, упрощения процедуры согласования заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом год назад началась реализация проекта по приёму и согласованию в сокращённые сроки заявок на перевозку грузов с использованием автоматизированных систем.

В результате представленные на рассмотрение заявки на перевозку во внутрироссийском сообщении при отсутствии инфраструктурных ограничений осуществляются в автоматическом режиме с исключением рассмотрения указанных заявок сотрудниками ТЦФТО. Помимо этого, перевозки грузов в контейнерах в прямом внутрироссийском сообщении также разрешено осуществлять без подачи и согласования заявки.

В компании намерены и в дальнейшем наращивать линейку транспортных продуктов, предлагая клиентам более привлекательные и экономически выгодные условия. Так, весной этого года для удовлетворения потребности грузоотправителей в подвижном составе введена в промышленную эксплуатацию электронная торговая площадка «Грузовые перевозки» (ЭТП ГП).

Это достаточно удобный инструмент, позволяющий пользователям услуг РЖД заказать перевозку в подвижном составе (крытых вагонах, полувагонах, цистернах) различных собственников отовсюду, где есть доступ к сети Интернет, оплатив услугу с единого лицевого счёта или банковским платежом. Среди преимуществ нового ресурса – оперативность предоставления подвижного состава с одновременным расчётом железнодорожного тарифа. В настоящее время посредством электронной площадки предоставляют свой подвижной состав два оператора – ОТК «ЮниТранс» и АО «ФГК».

За шесть месяцев 2017 года на полигоне Куйбышевской железной дороги с использованием электронной торговой площадки «Грузовые перевозки» погружено 730 полувагонов.

На сегодняшний день площадка обслуживает заказы во внутригосударственном сообщении, то есть между внутренними станциями России, открытыми для выполнения грузовых операций, пока за исключением припортовых и пограничных. В дальнейшем планируется оказывать услуги и в международном сообщении. Помимо этого, расширение функционала ЭТП ГП позволит предоставлять услуги по погрузке/выгрузке и хранению грузов, согласованию схем погрузки, подключению поставщиков транспортно-логистических услуг, а также расчётов ценовых индикативов.

– Какие прогнозы можно сделать на второе полугодие?
– Стабильный рост уровня погрузки в первой половине года даёт повод для сдержанного оптимизма. Во втором полугодии текущего года прогнозируется сохранение сложившегося темпа прироста погрузки Куйбышевской дороги к уровню 2016 года.

INTELLEX Москва, ул. Верхняя Красносельская, д. 3, стр.5 +7 (499) 929-83-71