1 июня 2023 г.

Цифровой суверенитет

«Система «ЭТРАН» станет основой для деятельности, которую ведёт Минтранс России по интеграции различных видов транспорта для перехода на безбумажную перевозку», – заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин.

ОАО «РЖД» принимает участие в VIII ежегодной конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР-2023), которая открылась вчера в Нижнем Новгороде. В экспозиционной части форума компания представила на своём стенде цифровые сервисы для пассажиров и грузоотправителей, а также виртуальные решения для обучения сотрудников. В первый день конференции, которая продлится до 2 июня, представители ОАО «РЖД» приняли участие в панельных дискуссиях. 

В условиях внешних вызовов государство помогает бизнесу с разработкой критически важного программного обеспечения. Помощь приходит через индустриальные центры компетенций (ИЦК). В России четыре таких центра, их возглавляют крупнейшие транспортные корпорации, в числе которых ОАО «РЖД», ПАО «Аэрофлот», АО «Международный аэропорт Шереметьево», ФГУП «Росморпорт».

На сессии «Через ИЦК к цифровому транспортному суверенитету и высокотехнологическому экспорту» спикером выступил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин. Он рассказал, что ОАО «РЖД» финансирует восемь проектов, которые охватывают почти все отраслевые процессы. Фактически это «цифровая железная дорога под ключ» – от покупки билетов до ремонта вагонов. Решения создаются с высокой степенью защиты от киберугроз.

Автоматизированная система «ЭТРАН», с помощью которой формируются электронные перевозочные документы, переведена на импортонезависимую платформу, подчеркнул заместитель генерального директора ОАО «РЖД». Это большая работа: 500 модулей системы было переписано и переведено на отечественные технологии.

«Система «ЭТРАН» станет основой для деятельности, которую ведёт Минтранс России по интеграции различных видов транспорта для перехода на безбумажную перевозку, – сказал Евгений Чаркин. – Важно грамотно выстроить бизнес-процесс, который ляжет в основу IT-решения». Вторым важным направлением работы IT-комплекса РЖД является система моделирования пассажиропотока. Говоря об обмене цифровыми сервисами, Евгений Чаркин отметил, что технологию начали применять в рамках создания отечественного шаблона IRP-системы для крупных компаний. Он предложил сформировать на базе ИЦК консолидированного заказчика по технологии искусственного интеллекта, имеющего отраслевую специфику.

ИЦК «Железнодорожный транспорт и логистика» реализует такие проекты, как система продажи железнодорожных билетов и управления пассажирским комплексом АСУ «Экспресс» нового поколения, создание импортонезависимой автоматизированной системы оперативного управления перевозками. Важное значение имеют создание единой системы полномерного учёта локомотивов, единой информационной системы управления вагонным хозяйством на основе экономических критериев в части управления плановыми видами ремонта грузовых вагонов, а также создание суверенной подсистемы управления текущим отцепочным ремонтом.

«На какие рынки смотрит ОАО «РЖД» и какие продукты видит в реальной конкуренции?» – задал вопрос Евгению Чаркину главный редактор газеты «Гудок» Денис Кравченко. «Если кто-то, кроме внутреннего заказчика, готов заплатить за продукт, значит, продукт уже конкурентоспособен, – ответил Евгений Чаркин. – Исторически коллеги активно использовали наши наработки. Это и билетная система, и система управления перевозочным процессом, и электронный документооборот. Это и проекты в Сербии, в числе которых создание диспетчерского центра управления. Во всех дружественных странах есть живой интерес и спрос на наши продукты».

Участники дискуссии поинтересовались, на какой стадии находится работа по замене программного обеспечения для информационного моделирования, которое позволяет с помощью интеллектуальных 3D-моделей строить и эксплуатировать объекты инфраструктуры. Евгений Чаркин ответил, что ОАО «РЖД» активно работает в этой сфере с Минстроем РФ. Есть программа по взаимодействию с Главгосэкспертизой на основе электронного документооборота. В компании идёт внедрение собственной BIM-платформы, которая будет работать в совокупности с учётной системой и системой управления проектами. Это ускорит прохождение проектами госэкспертизы.

INTELLEX Москва, ул. Верхняя Красносельская, д. 3, стр.5 +7 (499) 929-83-71