12 декабря 2023 г.

Как цифра трансформирует логистику

Основные направления цифровой трансформации транспортной отрасли сформулированы в распоряжении правительства РФ № 3097-р от 3 ноября 2023 г. Но как все это претворяется на практике? Ответ попытались найти в рамках дискуссии «Цифровизация и новые возможности» на XXI Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство».

Ключевыми задачами в сфере цифровой трансформации названы, прежде всего, улучшение качества транспортно-логистических услуг (повышения доступности и скорости, снижения стоимости), развитие бесшовных внутрироссийских и международных перевозок, обеспечения их безопасности и надежности (устойчивости к особым внешним условиям).

С одной стороны, предполагается повысить степень защиты объектов транспортной инфраструктуры и снизить уровень нарушений субъектами предпринимательской деятельности нарушений установленных правил в процессе перевозок, а с другой – указано на недопущение нарушения принципов конкуренции, поскольку она – один из инструментов обеспечения качества предоставляемых сервисов.

Предполагается создание национального цифрового контура логистики в рамках реализации экосистемы цифровых транспортных коридоров Евразийского экономического союза, а также реализация условий для развития электронных площадок заказа грузовых перевозок, логистических услуг и услуг электронной коммерции, создание интеллектуальных пунктов пропуска через государственную границу РФ.

При этом предстоит решить ряд прикладных задач. В том числе – опираться прежде всего на российское ПО и обеспечить интеграцию различных информационных ресурсов на основе единой платформы.

Наиболее продвинутым в указанном направлении оказался железнодорожный холдинг. С прошлого года, как сообщил заместитель генерального директора (вопросы цифровой трансформации) ОАО «РЖД» Евгений Чаркин, в компании перестали закупать иностранный софт. В отчетах остались только расходы на эксплуатацию ранее закупленного софта. Со временем и они сойдут на нет.

О том, как это реализуется на практике, рассказал главный конструктор ООО «ИНТЭЛЛЕКС» Николай Бузурнюк. В процессе совершенствования работы АС ЭТРАН произошло импортозамещение нескольких систем, которые с ней взаимодействовали. При этом методы были применены разные – от простого переключения на новые модули до поэтапного перехода на новое ПО.

Правительством поставлена задача поэтапного обеспечения взаимодействия всех цифровых систем транспортных операторов с ГИС ЭПД – федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей получение электронных перевозочных документов и сведений, содержащихся в них.

На данном этапе ГИС ЭПД заточена на автоперевозки. В ней в электронный вид переведены электронные транспортная накладная, путевой лист, заказ-наряд, сопроводительная ведомость, заказ (заявка) и договор фрахтования. В дальнейшем планируется подключение водного и железнодорожного транспорта.

Как было сказано в рамках дискуссии, железнодорожники готовы двигаться в указанном направлении. Однако существующая на РЖД система ЭДО имеет целый набор специфических решений. А вот автоперевозчики пока не спешат переходить к цифровым документам, поскольку для них затраты на подключение к ГИС ЭПД сопоставимы с затратами на бумажный документооборот.

У цифровой трансформации на транспорте, как выяснилось, есть и другие грани.

Александр Осьминин, заместитель председателя объединенного ученого совета ОАО «РЖД», рассказал, что информационно-управляющая система ДМЗИ все больше становится инструментом планирования перевозок.

Она тесно интегрирована с рядом других специализированных систем холдинга – с АС Паспорт НПС, ИСУЖТ НС ТП, АС АПВО, ЦНСИ, АСОУП, АС ТН и АС ЕТП, а также ЦБДГР. Таким образом, она учитывает все больше данных о работе станций, ситуациях с открытием ремонтных окон и нюансах с графиками движения поездов.

INTELLEX Москва, ул. Верхняя Красносельская, д. 3, стр.5 +7 (499) 929-83-71