20 марта 2008 г.

«Железная» интеграция

В решении проблемы повышения качества грузовых перевозок не последняя роль отводится автоматизированным системам управления на железных дорогах. Об актуальных задачах информатизации железнодорожного транспорта рассказал генеральный директор компании «ИнтэлЛекс» Михаил Корнаухов.

Не последнюю роль в повышении качества грузовых перевозок  играют автоматизированные системы управления на железных дорогах. Об актуальных задачах информатизации железнодорожного транспорта «ББ» рассказал генеральный директор компании «ИнтэлЛекс» Михаил Корнаухов.

Михаил Александрович, в чем заключается специфика внедрения информационных технологий на железнодорожном транспорте и в сфере логистики?

Особенность железнодорожного транспорта заключается в том, что на всей сети железных дорог хозяйственную деятельность осуществляет один крупный поставщик услуг — ОАО «РЖД». В его работе задействован постоянный набор технологических процессов. И это позволяет нам разрабатывать и внедрять типовые интеграционные решения, охватывающие и взаимодействие с клиентами, и управление ресурсами железных дорог. Что касается логистики, то при автоматизации процессов приходится учитывать специфику организации работы внутри ОАО «РЖД». В частности, непредсказуемость срока доставки груза. Сейчас на железных дорогах оперируют таким понятием, как нормативный срок доставки, а он часто не совпадает с реальным. Кроме того, ограничены возможности полного информирования клиента о местонахождении груза. Дело в том, что факт прохождения того или иного вагона фиксируется только в определенных точках. Поэтому клиент может получить информацию не о текущем, а о последнем на данный момент местоположении груза. В информатизации логистических процессов при железнодорожных перевозках сейчас реально просматривается два направления. Первое —  интеграция на уровне оформления перевозочных документов, что позволит оптимизировать этот процесс, сведя к минимуму человеческий фактор и, соответственно, сократить временные и финансовые затраты клиента на промежуточные операции, связанные с отправкой груза.

Второе направление связано с полнотой информирования клиента о местонахождении его груза. Но здесь мы пока, к сожалению, ограничены возможностями, которые предоставляют информационные системы РЖД.

Какие процессы на сегодняшний день автоматизированы и с помощью каких решений?

На всей сети железных дорог уже четвертый год действует система ЭТРАН («Электронная транспортная накладная»), которая охватывает весь документооборот в сфере грузовых перевозок. Фактически, она автоматизирует систему сбыта услуг РЖД в области грузовых перевозок.

В августе 2007 года мы начали внедрение «Автоматизированной системы динамического распределения порожних вагонов» — системы управления порожним парком в РЖД. Ее функция — обеспечить автоматическую оптимальную подачу порожних вагонов для выполнения заявок клиентов. На сегодняшний день эта система управляет парком цементовозов ОАО «РЖД». Сейчас мы работаем над ее модификациями по управлению другими видами подвижного состава РЖД – цистернами, платформами, полувагонами и т.д. Кроме того, эту систему, изменив некоторые экономические параметры, можно настроить для управления парком вагонов компаний-собственников. 

С какими проблемами Вашей компании приходится сталкиваться в процессе формирования единого информационного пространства на железных дорогах?

Проблемы, связанные с техническим обеспечением, на железных дорогах, в основном, решены. Сегодня сотрудник любой станции, находящейся на Дальнем Востоке, может пользоваться информационными ресурсами ОАО «РЖД», находящимися в Москве, или в Калининграде, или в любом другом пункте сети РЖД.

Несколько сложнее обстоит дело с вопросом человеческого фактора. Самый тяжелый период в процессе внедрения новых систем — обучение сотрудников. Люди, которые в течение многих лет работали по старым технологиям, не могут сразу перестроиться, поскольку речь идет не просто об автоматизации существующих процессов, а об их существенной модернизации.

Возникают проблемы при интеграции систем РЖД с ERP-системами клиентов?

Сложность интеграции заключается в том, что нужно объединить централизованную систему ЭТРАН с множеством разнородных систем управления производством, установленных на разных предприятиях, а порой и на одном. Приходится учитывать специфику каждого клиента. Бывает, что подразделения РЖД и клиенты — речь идет о крупных клиентах — совместно вырабатывают какую-то нестандартную технологию взаимодействия. В таких случаях нередко требуется уникальное решение, которое не может быть растиражировано. Однако успешные примеры внедрения интеграционных решений, которые у нас имеются, показывают, что ничего невозможного нет.

ОАО «РЖД» в процессе перевозок тесно взаимодействует с  портами. Какие решения предлагаются на этом направлении?

На сегодняшний день реализовано решение, обеспечивающее взаимодействие между системой ЭТРАН и Морцентр-ТЭК по согласованию заявок на перевозки в сторону портов. Нельзя сказать, что информационная система Морцентр-ТЭКа интегрирована с системой ЭТРАН, но, по крайней мере, это решение дает возможность планировать работу портов на базе информации о прогнозируемых грузопотоках.

Кроме того, разработан комплекс программного обеспечения, которое позволяет интегрировать с системой ЭТРАН информационные системы самих портов. Но это взаимодействие должно обеспечиваться двусторонними соглашениями между ОАО «РЖД» и каждым портом. На сегодняшний день таких соглашений нет, и внедрений, соответственно, тоже.

Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития информационных технологий в транспортной отрасли?

На мой взгляд, основные тенденции связаны с повышением качества логистических процессов в сфере железнодорожных перевозок. Во-первых, будут востребованы системы, позволяющие считывать информацию с установленных на подвижном составе датчиков в любой момент времени, без участия человека. Это позволит избежать ошибок ручного ввода и существенно улучшить качество информации. 

Во-вторых, будут развиваться технологии, обеспечивающие безбумажный документооборот между клиентом и железными дорогами, что в первую очередь предполагает внедрение электронной цифровой подписи. Их внедрение позволит не только сократить время оформления документов, но и в некоторых случаях исключит необходимость контакта с сотрудниками железных дорог. У клиентов будет возможность из офиса оформлять грузы и управлять их перевозками.

А каковы перспективы перехода на электронную документацию при транзитных и экспортно-импортных перевозках?

Года три назад мы принимали участие в разработке проектов единого технологического процесса, который позволял бы перевести на безбумажную технологию взаимодействие владельца груза, ОАО «РЖД» и таможенных постов, и таким образом ускорить процедуру прохождения транзитных, экспортных и импортных грузов через таможенный контроль.

Но, к сожалению, мы так и не получили от таможенных органов отзыва на технологические документы, и они так и не были согласованы. Конечно, мы работаем в этом направлении. Но для нас важен типовой процесс. А типовых вариантов пока не просматривается.

INTELLEX Москва, ул. Верхняя Красносельская, д. 3, стр.5 +7 (499) 929-83-71