25 августа 2008 г.

Связанные одной сетью

Южно-Уральская железная дорога и Челябинский трубопрокатный завод осуществили прорыв в освоении информационно-управляющих технологий, в полной мере применив на практике систему электронной транспортной накладной ЭТРАН.

Путь к единому информационному пространству

Именно так – как прорыв – здесь оценивают процесс включения клиента в технологический цикл приема заявок и оформления документов на перевозки, что позволяет грузоотправителям пользоваться широким спектром информационных услуг в режиме реального времени. По этому показателю Южно-Уральская входит в пятерку дорог-лидеров по сети. 
«Нам удалось увязать две автоматизированные системы учета и контроля, и теперь отпадет необходимость оформлять и подписывать бумажные накладные при отправке грузов, – сказал начальник дороги Владимир Молдавер. – Удается избежать всей сопровождавшей ранее этот процесс бюрократической цепочки. Сокращение непроизводительных потерь на каждом грузе исчисляется часами. После трубопрокатчиков эту модель внедрят еще десятки крупных предприятий региона». Поясним, что использование электронного документооборота ведет к сокращению простоя вагонов. Грузоотправители уже говорят о серьезном экономическом эффекте от внедрения этой системы. Так, по мнению председателя совета директоров ОАО «Челябинский трубопрокатный завод» Александра Федорова, ожидаемый экономический эффект от внедрения ЭТРАН на его предприятии составит порядка 1 млн. рублей в месяц.


ЭТРАН формирует заказ

Работа по организации технологии электронного обмена документами с крупными предприятиями металлургического комплекса на ЮУЖД началась еще в декабре 2005 года. 
«Сегодня почти на каждом крупном промышленном предприятии региона дороги созданы и успешно работают заводские автоматизированные системы управления (АСУ), позволяющие осуществлять оформление накладных, – говорит начальник ДЦФТО Илья Исканян. – Однако так сложилось, что программные средства АСУ различных пользователей отличаются друг от друга. Эти аспекты необходимо учитывать, подключая их к системе ЭТРАН. Следовало провести достаточно трудоемкую работу по стыковке программных средств АСУ клиента и системы ЭТРАН. Участие в этом процессе приняли руководители и специалисты предприятий-грузоотправителей, дорожного центра фирменного транспортного обслуживания, информационно-вычислительного центра дороги, а также разработчик системы ЭТРАН – компания ЗАО «ИнтэлЛекс». 
Долгожданный результат был получен при организации электронного обмена данными с АСУ Челябинского трубопрокатного завода. Специалистам удалось оптимальным образом состыковать системы. Затем работники станции Челябинск-Южный и трубопрокатного завода отладили взаимодействие при осуществлении перевозок. Теперь информация о предстоящей перевозке или заготовке накладной зарождается из заявки на перевозку и дополняется данными непосредственно из цеха предприятия во время загрузки вагона. Затем она передается в АСУ ЧТПЗ и далее – в систему ЭТРАН, минуя бумажный носитель по всей цепочке операций. 
Агент (бывший товарный кассир) станции, получив такую электронную заготовку накладной, проверяет ее и производит окончательное оформление комплекта перевозочных документов. Сразу после этого сотрудник завода на своем рабочем месте получает готовую электронную квитанцию-подтверждение, что груз принят к перевозке. Так создается предпосылка для исключения бумажного носителя и перехода к электронному документообороту. 
При этом происходит значительное сокращение времени, затрачиваемого на подготовку документа в ручном режиме, исключаются ошибки при наборе данных вручную, а также исчезает необходимость его доставки по всей технологической цепочке. Это, в свою очередь, ведет к сокращению простоя вагонов, экономии средств на оплату за пользование вагонами. 
На основе системы ЭТРАН и заявок грузоотправителей формируется заказ ДЦФТО на следующие сутки. Главное его назначение – определение приоритетности подачи порожних вагонов по заявкам грузоотправителей с разбивкой по станциям погрузки, номенклатуре груза, количеству и роду подвижного состава, с учетом коммерческой эффективности перевозки. Заказ обязателен для исполнения работниками, ответственными за распределение вагонов в службе перевозок.


Что дает час экономии

Да, объемы перевозок дороги увеличиваются и будут иметь положительную динамику в перспективе. Справится ли существующая система ДЦФТО с растущими объемами? 
Синхронное развитие инфраструктуры других служб дороги должно способствовать удовлетворению потребностей в перевозках. В данном случае роль ДЦФТО, кроме основных задач, – в аналитическом прогнозировании кризисных ситуаций, выработке рекомендаций по максимальному удовлетворению платежеспособного спроса грузоотправителей в грузовых железнодорожных перевозках. Бесконечно наращивать вагонный парк компания не может, потому что инфраструктура имеет определенный предел, а ввод, привлечение и освоение инвестиций находится в определенных временных и абсолютных величинах. До сих пор в стадии совершенствования такой вопрос, как разделение парка собственников перед погрузкой, а это – дополнительная маневровая работа, дополнительный простой вагонов, как следствие, нехватка адресного порожняка, неудовлетворение платежеспособного спроса грузоотправителей и, как правило, замедление темпов развития экономики отдельных предприятий… Вывод – необходимо наращивать интенсивность использования имеющегося подвижного состава при развивающейся инфраструктуре. И здесь на первое место выходят информационные технологии. Представьте на мгновение, что весь вагонный парк на сети ОАО «РЖД» простоял на один час меньше под оформлением. Свыше 700 тыс. вагонов сократили простой местного вагона на один час. Как этого добиться? Прежде всего должна действовать система «АСУ – АСУ ЭТРАН». При этом устраняется лишнее звено по набивке данных на стыке «предприятие – станция – предприятие». Плюс рационально используется штат агентов СФТО, занятых этой работой, экономится один час простоя вагонов на оформлении перевозочных документов. 
Крупных грузоотправителей у нас на дороге, которые дают около 70% финансовых потоков и погрузки, необходимо оснастить системой «АСУ – АСУ ЭТРАН». Сегодня ее используют 64 предприятия. С электронной транспортной накладной работают все из них, но на уровне заявки. Необходимо оформлять не только заявку, но и накладную. Сейчас есть возможность крупным предприятиям, выполнив требования интерфейса ЭТРАН, включиться в систему «АСУ – АСУ ЭТРАН». Типовая программа «АСУ предприятия – АСУ ЭТРАН» должна стать нормой у грузоотправителей. Настало время типизировать все программы у крупных промышленников, и тогда будет проще настроить «АСУ – АСУ ЭТРАН», минимизировать зависимость от смены версий и войти в единое информационное пространство.


Клиент на электронной торговой площадке

«Мы постоянно проводим анкетные маркетинговые исследования клиентов, чтобы выяснить, устраивает ли их уровень обслуживания на дороге, – говорит И. Исканян. – Больше половины респондентов – это крупные предприятия, которые не испытывают проблем взаимодействия с подразделениями дороги. У них практически не возникает вопросов даже по уровню провозной платы. Периодически отмечается лишь нестабильное обеспечение перевозок подвижным составом. Мы стараемся совместно с причастными службами дороги оперативно решать эти проблемы и не допускать снижения объемов перевозок. 
Кроме того, клиент нуждается в удобном способе оформления перевозочных документов. Теперь, после внедрения ЭТРАН, а в перспективе и электронной цифровой подписи, это уже реально». Одной из приоритетных задач по взаимодействию с клиентами, по мнению Ильи Рафаелевича, является более широкое привлечение клиентуры к работе на электронной торговой площадке. Здесь можно найти любую информацию, связанную с перевозкой груза. С помощью нее клиенты могут проследить путь вагона или контейнера – как он прошел погранпереход, в каком направлении и месте идет или откуда вышел, в какие сроки его ждать в месте назначения и т. д. Грузоотправитель может запросить технические данные из паспорта вагона, дислокацию вагона в режиме онлайн. Эта система очень прогрессивна. На ЮУЖД с ней работают уже более 30 клиентов. 
Тарифные условия вполне устраивают ее пользователей. В зависимости от объема запрашиваемой клиентами информации дифференцирована оплата – чем больше объемы запроса, тем дешевле обойдется клиенту эта услуга, здесь действуют гибкие тарифы. 
За десять лет работы центра разработана четкая технология взаимодействия как с клиентами, так и с производственным блоком дороги. Профессиональные квалифицированные сотрудники ДЦФТО и его представительств в регионах готовы помочь каждому платежеспособному клиенту своевременно вывезти свою продукцию.
«Мы стремимся к тому, чтобы гарантия качества услуг железнодорожного транспорта обеспечивала динамичное развитие промышленных предприятий и всего региона Южного Урала. Мы ценим доверие наших клиентов к железнодорожному транспорту и осознаем свою ответственность в транспортном бизнесе. Мы открыты для взаимодействия с операторскими компаниями и Первой грузовой, располагающими собственным парком вагонов. Привлечь объемы перевозок, предоставить услуги клиенту «в одном окне», то есть через ДЦФТО и его региональные представительства, свести к минимуму претензии к качеству услуг, обеспечить высокий уровень обслуживания клиентов и комплексный сервис – это приоритеты нашей организации и каждого ее сотрудника, в этом видит основное назначение ДЦФТО ЮУЖД его руководитель И. Исканян.


ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Олег Королев, исполнительный директор ООО «Жилстройком» 
– Наша девелоперская компания организует строительство коттеджного поселка в одном из районов Челябинской области, и по железной дороге мы планируем получать комплектующие для монолитного строительства методом несъемной опалубки из Питера. На первый год запланирован небольшой объем – 30 вагонов. Но впоследствии мы рассчитываем на серьезное наращивание объемов. 
Почему мы выбрали именно железную дорогу? У нас плановые поставки, и мы решили, что дешевле и надежнее сотрудничать именно с железной дорогой. Тем более что питерская компания Rosstro-Velox предпочитает отправлять грузы по всей стране именно вагонами. 
С ДЦФТО я имею дело впервые. Только что заключил договор. Отношение уважительное, хорошее. Такое впечатление, что меня здесь ждали, мне здесь рады. Раньше работал с Курганским отделением через посредника – отношение было другое. Все настолько забюрократизировано, что легче было вывозить груз автотранспортом. 
Здесь же совсем иначе. Все более доступно и определенно. Раньше понять всю технологию работы железной дороги для не железнодорожника было просто невозможно. Теперь все объясняют, все показывают. Главное – то, с чем клиент раньше бегал сам, теперь берут на себя специалисты Центра. И дело идет быстрее!

Дмитрий Худяков, начальник управления организации перевозок Челябинского трубопрокатного завода 
– ЧТПЗ производит трубы различного назначения, больше трех тысяч типоразмеров. Основные потребители продукции завода — компании топливно-энергетического комплекса, промышленности, строительства и ЖКХ. Отгрузка труб осуществляется на железнодорожные станции тех регионов, где идет строительство трубопроводов. В прошлом году, например, мы поставляли трубы для проекта компании «Транснефть» «Восточная Сибирь – Тихий океан», отправляя продукцию ЧТПЗ на Восточно-Сибирскую, Дальне-восточную железные дороги и на станции АК «ЖДЯ». 
Если говорить в целом, то география поставок компании довольно обширна: Белоруссия, Казахстан, Армения, Азербайджан, практически все регионы России. Для «Газпрома» отправляем трубы в район Нового Уренгоя, Салехарда. Работаем с портами Новороссийск, Астрахань, Одесса и т. д. Ежемесячно ЧТПЗ отгружает 70–80 тыс. тонн готовой продукции. Но своего подвижного состава у предприятия нет, поэтому мы используем вагоны, предоставленные перевозчиком (ОАО «РЖД»), либо приватные вагоны, предоставляемые компаниями-операторами. Кроме универсального подвижного состава (полувагоны), мы в своей работе для перевозки труб большого диаметра с антикоррозийным изоляционным покрытием стали использовать специализированные платформы-трубовозы. Это нам позволило добиться существенного уменьшения повреждений труб, связанных с перевозкой продукции по железной дороге. 
Система ЭТРАН значительно облегчила нашу работу с железной дорогой, так как с ее появлением появилась возможность перехода с бумажной на электронную технологию. Одно из главных преимуществ системы – это работа, связанная с планированием перевозок на расстоянии, без непосредственного контакта с исполнителями, что повысило оперативность и управляемость процесса планирования и оформления перевозочных документов, а также получение информации о приеме к перевозке грузов перевозчиком в наш адрес в режиме онлайн и др. Прежде схема была довольно громоздкой, связанной с подготовкой на каждом уровне согласования большого количества документов. К примеру, если на заявку на перевозку грузов на экспорт и смешанные перевозки мы получали согласования за 15 дней, то теперь это занимает 7 дней, а на внутрироссийские перевозки срок согласования заявок сократился с 10 до 1 суток. 
Коллеги из других предприятий интересуются, стоит ли переходить на электронный обмен данными в режиме АСУ – АСУ. Я всегда отвечаю: «Да, но только в том случае, если у компании имеется собственная полноценная отвечающая современным требованиям АСУ, которая даст возможность перехода на новейшие информационные технологии». Мы, например, привлекли для реализации проекта «АСУ предприятия – АСУ ЭТРАН» ЗАО «Компания ИнтэлЛекс» – разработчика ЭТРАН. Они помогли сориентироваться, правильно выстроить работу с минимальным количеством технических проблем. Кроме того, информационно мы довольно динамично развивались в эти годы, поэтому нам было проще переходить на систему ЭТРАН по схеме АСУ – АСУ. 
Конечно, идеального ничего нет, но, на мой взгляд, ДЦФТО ЮУЖД удается держать марку серьезного и надежного партнера, идущего навстречу клиенту. Эти изменения заметны и не могут нас не радовать. А пожелания? Решить проблему с добором тарифа при переадресовке вагонов с нашей продукцией в пути следования без нашего согласия. Вагоны приходят на станцию назначения, а их переадресовывают, не ставя нас в известность. При этом добор тарифа несем мы (грузоотправитель). Приходится писать письма на разные дороги, чтобы получить внятные ответы на вопросы: кто инициировал переадресовку? кто разрешил переадресовку по первоначальным перевозочным документам? где согласие грузоотправителя на добор тарифа? почему это произошло? Думаю, что наши пожелания будут услышаны и данная проблема исчезнет.

INTELLEX Москва, ул. Верхняя Красносельская, д. 3, стр.5 +7 (499) 929-83-71