21 октября 2009 г.

Правила игры на «бирже»

Редкое обсуждение целевой модели развития рынка железнодорожных перевозок обходится без споров о возможном создании так называемой «биржи вагонов». Пока единого видения принципов работы «биржи вагонов» нет. Компания «ИнтэлЛекс» предлагает свой взгляд на проблему.

Уже в марте 2010 года Минэкономразвития, Минпром, Минтранс, ФАС и ФСТ должны представить проект постановления о создании этого ресурса. Пока единого видения принципов работы «биржи вагонов», равно как и самой её формы, нет. Частные операторы поддерживают идею Минэкономразвития, которое видит такую «биржу» как информационный ресурс, цель которого – поиск компромисса между покупателями и продавцами именно транспортных услуг.

Различные разработчики уже начали задумываться о создании такого ресурса. Некоторые проекты уже существуют: например, совместно российско-германский проект «Железнодорожная биржа СНГ» или «Европейская транспортная биржа ТРАНС», но ни один из них не претендует на статус информационного ресурса в масштабах страны, а уж тем более – «биржи вагонов».

Причина отсутствия масштабного успеха подобных проектов кроется в неправильном выборе объекта торговли, ведь существующие биржи пытаются организовать «торговлю» вагонами. При выставлении на торги вагонов на «покупателя» (а на самом деле на арендатора) ложится обязанность управлять подвижным составом, что не является для него естественным бизнес-процессом.

Более перспективной является модель, в которой объектом «торговли» становится потребность в перевозке и соответствующая транспортная услуга. Здесь все технические моменты, такие как управление перемещением и ремонтом вагонов, остаются в компетенции собственника, что для него привычно.

Принцип работы этой модели выглядит следующим образом.

На первом этапе биржа будет представлять собой собственно информационный ресурс, или «биржу заявок». Грузоотправитель размещает «биржевую заявку» – информацию о своей потребности в вагонах с указанием всех параметров: свойства груза, сроки доставки и объёмы перевозок, требования к составу и др. Заявки рассматриваются потенциальными исполнителями, которые предоставляют предложение с точностью до номера вагона, цены услуги и времени доставки. Грузоотправитель выбирает лучшее предложение и заключает типовой договор.

На втором этапе добавляется автоматический фильтр заявок, который упрощает работу собственника вагонов. Заявки в автоматическом режиме направляются собственникам подвижного состава по заданным критериям с учётом возможностей собственника по предоставлению транспортных ресурсов. Биржа будет автоматически отсеивать те заявки, которые поставщик услуг не может выполнить в силу объективных причин, например, из-за дислокации парка вагонов на территории, удалённой от заявленной станции отправления. Подобные решения на базе разработанной компанией «ИнтэлЛекс» технологии динамического распределения порожних вагонов (ДРПВ) уже используются в ОАО «РЖД» с 2007 года.

На третьем этапе к существующим возможностям прибавится контроль ограничений пропускной способности отдельных участков инфраструктуры и мониторинг уровня цен, позволяющий создать здоровую конкурентную среду.

Важной особенностью такой «биржи вагонов» будет её интеграция с системой ЭТРАН, которая наряду с использованием электронной цифровой подписи позволит уйти от бумажного документооборота.

Одной из наиболее важных задач «биржи» на этапе её становления является привлечение крупных игроков – как собственников подвижного состава, так и грузовладельцев. И тут ключевую роль может сыграть государство, если оно наделит «биржу» определённым официальным статусом единой торговой площадки. Иными словами, на законодательном уровне закрепит её роль в транспортной системе страны и обязует операторов участвовать в ней. Поэтому инициатива собственников и владельцев грузов, несомненно, будет играть важную роль в этом проекте, но она должна быть поддержана со стороны министерств.

Такой вариант «биржи вагонов», которая, по сути, будет являться «биржей железнодорожных транспортных услуг», будет выгоден всем сторонам. Крупным собственникам подвижного состава такой ресурс позволит привлечь новых клиентов. Мелкие компании будут избавлены от необходимости держать свой собственный диспетчерский аппарат. У грузоотправителей будет более широкий выбор поставщиков транспортных услуг.

INTELLEX Москва, ул. Верхняя Красносельская, д. 3, стр.5 +7 (499) 929-83-71