13 сентября 2010 г.

Компьютер подыщет погрузку

Внедрение автоматизированной системы динамического распределения порожних вагонов (АС ДРПВ) позволило более чем вдвое сократить простой полувагонов собственности ПГК на полигоне Дальневосточной дороги

На магистрали в постоянную эксплуатацию технология перемещения вагонного парка Первой грузовой компании на основе АС ДРПВ была введена в феврале текущего года. Главная её задача – определить оптимальный маршрут для вагона, сведя к минимуму порожний пробег и простои.
«Без участия человека эта система по определённым алгоритмам в режиме on-line ведёт пономерное распределение подвижного состава под дальнейшую погрузку. Причём компьютер просчитывает наилучшие варианты заадресовки порожняка, учитывая разные факторы перевозки, в частности, расстояние предыдущего гружёного рейса, с грузом какого класса вагон пришёл на станцию выгрузки», – рассказывает заместитель начальника Дальневосточного территориального центра фирменного транспортного обслуживания Игорь Селютин.

Например, на припортовую станцию Владивосток или Мыс Астафьева полувагон приходит с металлом, погруженным на станциях Южно-Уральской железной дороги. Уезжать обратно порожним после перевозки груза третьего класса для владельца подвижного состава накладно. В этом случае он ищет местную погрузку. Как правило, это уголь или строительный груз, относящийся к низкодоходной для перевозчика категории грузов.

Ещё с момента погрузки АС ДРПВ просчитывает с учётом срока доставки вагона на станцию назначения и технологических норм на выгрузку, на какой станции Дальневосточной дороги этот вагон будет востребован в дальнейшем. Туда он и направляется после выгрузки. Загрузившись, к примеру, углем, полувагон делает на более коротком расстоянии перевозку либо в порт на экспорт, либо на объекты местной энергетики и ЖКХ, после чего по минимальной ставке уезжает обратно на станции погрузки ЮУЖД, чтобы взять груз более дорогого класса.

Немаловажно, говорит Игорь Селютин, что система может просчитать работу вагона сразу на две-три грузовые операции вперёд. При этом программа учитывает и негативные факторы при продвижении груза. Если, к примеру, вагон оказался в составе «брошенного» поезда и не успевает к нужному сроку, АС определяет ему погрузку на более позднее время.

Ещё один ощутимый плюс новой технологии заключается в переходе на безбумажный документооборот. Система ДРПВ формирует запрос и передаёт его в систему ЭТРАН. В последней автоматически создаётся электронный вариант вагонного листа на порожний рейс вагона. Далее при отправке оформление на станции совершается агентом Системы фирменного транспортного обслуживания (СФТО) в системе ЭТРАН с применением электронной цифровой подписи (ЭЦП). «При этом не используются обычные бумажные носители и отправителю нет необходимости идти в товарную кассу, чтобы оформить порожний рейс вагона», – уточняют в ТЦФТО.

В составе поезда вагон следует только с вагонным листом. Уже на станции назначения агент СФТО завершает перевозку также с применением ЭЦП, раскредитовывая документ в системе ЭТРАН.
«Таким образом, сокращаются трудозатраты, а во-вторых, исключаются ошибки, вызываемые человеческим фактором. И собственнику подвижного состава теперь не надо держать отдельный штат диспетчеров: так эффективно распределять вагонный парк, как это делает машина, человек не сможет», – подчёркивает Игорь Селютин.

По словам начальника ТЦФТО Александра Соколенко, АС ДРПВ значительно упрощает эксплуатационную работу, помогая освобождать ёмкости сортировочных станций. С помощью системы уменьшается время на обработку подвижного состава, улучшается его продвижение. Если раньше простой полувагона ПГК в среднем составлял пять суток, то теперь – двое. И это не предел.

Как отмечает Игорь Селютин, система функционирует идеально, когда все звенья перевозочного процесса увязаны. «Сегодня стоит уже следующая задача – это выполнение утверждённых регламентов работы со стороны как перевозчика, так и пользователя услуг. Ведь бывает, что вагон привезли под погрузку, а грузоотправитель не готов грузить, поскольку груза нет по какой-то причине или же за поставленную продукцию ему не сделали предоплату», – говорит он.

Вместе с тем, продолжает заместитель начальника ТЦФТО, возможности АС будут совершенствоваться. По его словам, за данной технологией будущее, поскольку с появлением Второй грузовой компании практически весь вагонный парк становится приватным. Кстати, после обкатки системы ДРПВ с вагонами дочерних обществ РЖД планируется аналогичную схему работы как новый товарный продукт в перевозочном процессе предлагать и другим собственникам вагонов, операторским компаниям.
«Некоторые из частников уже выразили свою заинтересованность», – проинформировал представитель Дальневосточного ЦФТО.

INTELLEX Москва, ул. Верхняя Красносельская, д. 3, стр.5 +7 (499) 929-83-71