Россия и Белоруссия сделали первый шаг к единому таможенному пространству
26-27 января 2012 года в Гомеле состоялось совещание, посвященное взаимодействию ОАО «РЖД» и Белорусской железной дороги в рамках пилотного проекта оформления грузоперевозок в прямом международном сообщении по безбумажной технологии. В состав рабочей группы с российской стороны вошли представители ЗАО «ИнтэлЛекс» — компании-разработчика системы ЭТРАН.
Проблема, которую начала решать международная рабочая группа, назревала давно. Несмотря на то, что Россия и Беларусь являются членами Таможенного союза, порядок оформления перевозок грузов между странами остается прежним, то есть с использованием бумажных перевозочных документов. Это, разумеется, негативно сказывается на скорости и количестве операций, совершаемых при пересечении грузом границ двух стран.
Совещание в Гомеле стало первым шагом на пути изменения сложившейся ситуации. Перед «Российскими железными дорогами» и их белорусскими партнерами встала единая задача — оптимизация оформления документов на груз, пересекающий границу. Решать эту задачу будут путем внедрения безбумажного документооборота с электронной цифровой подписью (ЭЦП), что поможет значительно ускорить процесс оформления документов.
Повестка совещания касалась технических и организационно-технологических вопросов, связанных с опытным внедрением безбумажного документооборота: выбора опытного полигона, согласования технологии передачи данных и временной технологии перевозки вагонов, обеспечение повышенного уровня безопасности. Кроме этого, в рамках мероприятия прошло тестирование скорости взаимодействия информационных систем при проверке подлинности ЭЦП.
В качестве полигона был выбран отрезок пути от станции Ковдор (Россия) до станции Центролит (Республика Беларусь). Российская часть этого отрезка относится к Октябрьской железной дороге.
Во время совещания стороны пришли к соглашению, что в рамках пилотного проекта электронный документооборот будет сопровождаться вагонным листом формы ГУ-38а или ГУ-38б (в зависимости от вида отправки) с отметкой «С электронной накладной» и с приложением к нему имеющихся сопроводительных документов.
Для сокращения сроков и затрат на организацию опытного полигона российские партнеры предложили использование комплексной технологии передачи электронных перевозочных документов, предусматривающей как обмен подписанными ЭЦП текстовыми представлениями документов, так и параллельный обмен данными без применения ЭЦП в между АС ЭТРАН и её белорусским аналогом — АС «Электронная перевозка». При этом взаимную верификацию ЭЦП обеспечит механизм парных Доверенных Третьих Сторон (ДТС).
На данный момент сотрудничество продолжается, и это не последняя встреча представителей железных дорог. Белорусская сторона планирует в кратчайшие сроки рассмотреть предложенные российскими партнерами предложения, в частности, совместно с ЗАО «ИнтэлЛекс» согласовать форматы XML-документов, передаваемых при обмене данными в варианте АСУ (ЭТРАН) – АСУ («Электронная перевозка»).
Это лишь первый шаг на пути внедрения электронного документооборота. Очередное совещание по итогам работы решено провести не позднее 31 мая 2012 года.
Хозяева оказали российским гостям радушный приём. Мероприятие прошло в недавно отремонтированном Дворце культуры железнодорожников. После того, как все рабочие вопросы были решены, организаторы устроили для гостей обзорную экскурсию по Гомелю.