18 марта 2013 г.

Работа видимая и невидимая

«Нам удалось донести до клиентов, что их работа в системе ЭТРАН – это современный и удобный вид взаимодействия с железной дорогой. Ведь не требуется никаких баз данных, никаких архивов. А безбумажная технология оформления груза с возможностью в любой момент контролировать любую операцию с ним и его движение – это не только требование будущего, но и реальность. Мы предлагаем это клиенту здесь и сейчас», — комментирует Ольга Михайлова, начальник Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания.

Ольга Михайлова совсем недавно назначена руководителем территориального центра фирменного транспортного обслуживания. Но входить в курс дела ей не пришлось – своё предприятие и проблематику отрасли она знает очень хорошо и отлично понимает всю ответственность и важность выполнения задания компании по обеспечению уровня перевозок.

– 2013 год для нас начался не самым лучшим образом. В январе произошло снижение объёмов перевозок на 4% по сравнению с показателями января 2012 года. Но в феврале мы уже наблюдаем положительную динамику. Произошло увеличение погрузки по углю, цветной руде, цементу и зерну. Хотя по отгрузке нефти мы видим некоторое снижение. Если в прошлом году мы отправляли со станции Уяр на Дальний Восток четыре маршрута в сутки, то теперь только три.

– По каким ещё номенклатурам грузов снизились объёмы на сегодняшний день?

– Наблюдается значительное снижение в перевозке лесных грузов. Это связано с непростой политической ситуацией в странах Ближнего Востока и Северной Африки, куда до этого был ориентирован значительный поток экспорта из Красноярского края переработанной древесины. Также повлияло снижение в Китае закупочных цен. По сравнению с прошлым годом снижены объёмы перевозок железной руды, что обусловлено сокращением потребности металлургии в данном сырье. По остальным же номенклатурам ситуация стабильная.

– Первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин во время своего недавнего визита на Красноярскую железную дорогу сказал, что в ситуации обострившейся конкуренции между разными видами транспорта территориальные центры фирменного транспортного обслуживания должны стать передовым рубежом борьбы за клиента. Какие новые услуги может предложить клиенту система ЦФТО?

– На сегодняшний день активно прорабатывается услуга отправления грузовых поездов по расписанию. Её преимущество в том, что грузоотправитель точно знает, когда его груз будет отправлен, а получатель – когда этот груз к нему придёт. Это как в пассажирском движении – человек знает, в какой день и час он сядет в поезд и в какой день и час выйдет на станции назначения.
Но здесь важна консолидированная ответственность за реализацию и обеспечение работы по расписанию всех участников перевозочного процесса – перевозчика, грузоотправителей, грузополучателей, компаний-операторов и других участников логистической цепочки. Вообще же будущее нашего транспорта я вижу в комплексной логистике. Сегодня необходимо вывести на рынок широкий спектр транспортных услуг, сегментированных по качественным, скоростным, ценовым и другим критериям в зависимости от потребности клиента. Это позволит повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта и экономическую эффективность работы нашей компании. Для осуществления этих задач мы реализуем ряд совместных с компанией «РЖД-Логистика» проектов. Сейчас это можно сказать о нашей совместной работе по организации обслуживания мелких клиентов и предоставлению услуги «РЖД-Экспресс».

– Номенклатуры грузов на рынке перевозок имеют свойство меняться в соотношениях и приоритетах. Что изменилось в последнее время?

– По основным номенклатурам погрузки Красноярской железной дороги больших изменений не произошло. Уголь (более 50%), нефтяные грузы (18%), сырьё для металлургии и лесные грузы – всё это по-прежнему составляет основную долю перевозок. Словом, это то, что добывается и перерабатывается в нашем регионе. Также идёт стабильный транзит с Западно-Сибирской железной дороги на восток. В основном это тоже уголь.

– Вернёмся к текущей работе с клиентами. Пару лет назад ТЦФТО активно продвигал такую услугу, как автоматизированные рабочие терминалы для клиентов, имеющих небольшие объёмы погрузки. Куда привела эта работа? Сегодня об этих терминалах ничего не слышно.

– Эта услуга была переходным этапом к тому, чтобы клиенты, оценив качество работы в системе ЭТРАН, подключались к ней уже непосредственно на своих предприятиях. И нам удалось донести до клиентов, что их работа в системе ЭТРАН – это современный и удобный вид взаимодействия с железной дорогой. Ведь не требуется никаких баз данных, никаких архивов. А безбумажная технология оформления груза с возможностью в любой момент контролировать любую операцию с ним и его движение – это не только требование будущего, но и реальность. Мы предлагаем это клиенту здесь и сейчас. Полномочий по работе в системе ЭТРАН на своём рабочем месте у клиента гораздо больше, чем на общедоступном терминале. Но эти терминалы есть и сегодня. Они так и работают на семи станциях, где мы их внедряли, потому что ими до сих пор пользуются клиенты с крайне небольшим объёмом груза. А те, кто имел большой объём, со временем приходили к осознанию необходимости индивидуальной работы в системе ЭТРАН. Так что программа внедрения терминалов положительно сказалась на автоматизации перевозочного процесса.

– Говоря о росте конкуренции на рынке перевозок, хочется спросить, что делают работники системы ЦФТО, чтобы изменить нынешние пропорции присутствия на рынке железнодорожного транспорта.

– Наша непосредственная ежедневная задача – вести грамотный клиентоориентированный бизнес. Компетенции агентов ЦФТО должны расширяться в соответствии с теми изменениями, которые произошли на рынке. То есть агент должен превратиться в менеджера по продажам. А это значит, что он должен не только взаимодействовать с клиентом, но и анализировать положение дел с конкуренцией в сфере экспедиторских и операторских услуг, сравнивать спрос и предложение на сервис, сопутствующий перевозке грузов. Это должно помочь в поиске новых продуктов, которые, с одной стороны, позволят удовлетворить потребности клиента, а с другой, обеспечат ОАО «РЖД» дополнительный доход.

– Так как наше интервью выйдет накануне 8 Марта, вам не удастся избежать вопросов личного плана. Любопытно, тяжело ли женщине быть руководителем транспортного предприятия.

– Я считаю, что быть руководителем вообще нелегко, а тем более в транспортной сфере. И здесь уже не важно, мужчина вы или женщина. На мой взгляд, деловые качества не имеют гендерного деления. Самое главное, что ты занимаешься делом, которое тебе нравится, приносит удовлетворение и положительный результат. Я начинала работать в должности товарного кассира на станции Базаиха. Наверное, я железнодорожница на 200%. Мои родители – железнодорожники, супруг тоже. Даже сын – воспитанник Детской железной дороги. И ритм железной дороги – это ритм жизни всей нашей семьи.

– Если я не ошибаюсь, в структуре ТЦФТО на Красноярской дороге женщин работает гораздо больше, чем мужчин.

– Да. Сегодня у нас работает 12% мужчин. За последние пять лет этот показатель существенно вырос (раньше было 2,5%). Но всё-таки женщины в нашем коллективе преобладают. Пользуясь случаем, хочу поздравить сотрудниц ТЦФТО и всех женщин, работающих на Красноярской магистрали, с днём весны, красоты и цветов и пожелать им счастья и успехов во всех начинаниях.

INTELLEX Москва, ул. Верхняя Красносельская, д. 3, стр.5 +7 (499) 929-83-71