30 июня 2016 г.

Одно окно для клиента

АС ЭТРАН создана для взаимодействия ОАО «РЖД» с грузовладельцами. Основные функции системы — оформление заявок на перевозку и контроль за процедурами ее выполнения.

Новинки от ЭТРАН

АС ЭТРАН установлена в Главном вычислительном центре ОАО «РЖД», а пользователи обращаются к ней с запросами со своих рабочих мест. Соответственно, сервис во многом зависит от мощности серверов ГВЦ. Их сейчас задействовано более 150.

Проект обновления сети предполагал увеличение пропускной способности в 500 раз. Правда, в прошлом году он был скорректирован с учётом имеющихся у ОАО «РЖД» средств. Тем не менее в ГВЦ стремятся поддерживать обмен данными на достаточном уровне.

По сведениям ЦФТО, в настоящее время к АС ЭТРАН подключено более 6.5 тыс. агентов ОАО «РЖД» и свыше 7.5 тыс. внешних предприятий (83 тыс. пользователей в режиме обмена документами с электронной подписью). В среднем за месяц оформляется около 1,8 млн перевозочных и иных документов. В оборот вовлечено два десятка форм — железнодорожных уведомлений, заявок, ведомостей и актов.

За последнее время в АС ЭТРАН появилось много новшеств, в том числе в связи с корректировками законодательства. Например, в апреле 2015 года федеральным законом № 503 были внесены изменения в Устав железнодорожного транспорта РФ, что потребовало добавить в систему технологию, позволяющую грузополучателям отказаться от приёма порожнего вагона. Так появилась услуга информирования. Если клиент подписан на неё, то ему приходит уведомление в момент отказа от предоставленного вагона. Если подписки нет, то информация размещается в разделе «Грузовые перевозки» на портале ОАО «РЖД».

В 2016 году разработчик системы (ООО «ИнтэлЛекс») совместно с ЦФТО ОАО «РЖД» планирует продолжить работу по расширению ассортимента оперативных уведомлений. В частности, сейчас АС ЭТРАН может информировать клиентов о прибытии груза или о том, что предоставленные отправителем вагоны не могут быть приняты получателем (из-за их технической неисправности или коммерческой непригодности).

В соответствии с приказом Минтранса № 228 от 27.07.2015 г. в АС ЭТРАН в начале текущего года были внесены изменения в правила приёме и заполнения заявок на перевозку грузов. В ГУ-12 появилась автоматическая корректировка графиков подачи подвижного состава. Это происходит при наличии соглашения с грузоотправителем и при погрузке раньше срока.

Ещё одна новая функция вытекает из требований постановления Минтранса России № 1180 от 31.10.2015 г. «Об утверждении правил перемещения порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте», на основе которого было выпущено распоряжение ОАО «РЖД» № 3200р от 31.12.2015 г. В свою очередь, оно потребовало добавить в АС ЭТРАН технологию оказания услуги по согласованному нахождению порожних грузовых вагонов на железнодорожных путях общего пользования вне перевозочного процесса. Все эти опции призваны оптимизировать затраты клиентов и помочь им контролировать процесс управления парками.

Развиваем электронный документооборот

Значительная часть поправок в АС ЭТРАН нацелена на дальнейшее развитие электронного документооборота в ОАО «РЖ Д». Сейчас практически на всех станциях, открытых для грузовых операций, обеспечено подключение к системе. При этом список документов, которые оформляются с применением электронной подписи, постоянно расширяется.

Например, реализованы дополнительные схемы, которые предполагают возможность подписи одним лицом и за внесение данных в накладную, и за крепление груза, и за его размещение. Другой вариант: тот, кто отвечает за внесение данных в накладную, по доверенности вписывает сведения и о креплении, и о размещении груза. По таким схемам ежемесячно оформляется около 1,5 тыс. документов с ЭП.

Помимо этих, имеются и другие схемы. Скажем, подписи за операции осуществляются ключами ЭП разными работниками на их АРМ. Или же изменения данных в накладной визируются электронным ключом, а в документах по креплению и размещению грузов — с помощью услуги «Экспресс Э П». В таком случае последние можно подписать прямо на месте погрузки, ведь сервис «Экспресс Э П» устанавливается на мобильных устройствах. Это особенно удобно при малых объёмах погрузки (до 10 отправок в месяц). Кстати, данная услуга — ещё одна новинка, предложенная ЦФТО.

В АС ЭТРАН предусмотрены и очень важные для многих клиентов режимы: в электронном виде вносится приказ для оформления испытаний при погрузке грузов и осуществляется перевод в электронный вид ТУ, М ТУ и НТУ. Ранее отправитель должен был побегать по кабинетам, чтобы получить разрешение на погрузку, если требовалась нестандартная схема размещения и крепления груза в вагоне.

В идеале в ЦФТО стремятся к тому, чтобы цикл электронизации перевозочных документов для клиентов был полным. Такая схема опробована на полигоне Усть-Луга — Кузбасс. Сейчас со станций Кузбасского региона Западно-Сибирской железной дороги в вагонах различных собственников перевозят экспортный уголь ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь», ОАО «СУЭК-Кузбасс» и ещё некоторых компаний назначением на ст. Лужская — в адрес ОАО «Ростерминалуголь» и ООО «Универсальный перегрузочный комплекс» для последующей его перевалки на морской транспорт в порту Усть-Луга. Среднемесячный грузопоток — 1,5 млн т. Сопроводительные документы оформляются по принципу единого окна, которым служит интерфейс АС ЭТРАН.

Новые опции таможни

Ещё одна группа поправок связана с совершенствованием взаимодействия ОАО «РЖД» с таможней, а также с железными дорогами других стран. С 1 июня 2015 года вступило в силу новое Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС). И в АС ЭТРАН было обеспечено оформление перевозочных документов по новым правилам: изменения коснулись накладной, порядка расчёта провозной платы, оформления маршрутов, данных о перевозчиках в других странах и взаимодействия с ними в формате EDI. Добавились опции, связанные с контрейлерными перевозками.

Расширилась география электронного взаимодействия АС ЭТРАН с другими железнодорожными администрациями и перевозчиками: в круг партнёров ОАО «РЖД» по EDI-обмену в 2016 году вошли АО «Улан-Баторская железная дорога» (Монголия) и ОАО «Ямальская железнодорожная компания».

Также в нынешнем году в АС ЭТРАН добавлены новые функции при электронном взаимодействии с ФТС России: в ОАО «РЖД» теперь фиксируются отметки о выпуске товаров с территории Таможенного союза, заверенные ЭП сотрудника таможенных органов. Таким образом, выполнено требование, предусмотренное приказом ФТС России № 1035 от 01.06.2015 г. Эти преобразования позволяют сократить время на стыках железных дорог и при пересечении погранпереходов.

Все услуги в одной системе

По оценкам грузоотправителей, добавление новых опций и расширение возможностей АС ЭТРАН позволяет улучшить качество услуг, оказываемых перевозчиком. В частности, на ряде станций участились ночные отцепки вагонов, что вызвало претензии из-за несвоевременного информирования клиентов. Понятно, что на небольших станциях ночью товарных кассиров нет. Однако дежурный по станции может передавать акт об отцепке вагонов в круглосуточные центры удалённого обслуживания клиентов через АС ЭТРАН. В таком случае простои вагонов на путях станции ощутимо уменьшаются.

Заметный эффект приносит стыковка с информационными системами портов. Например, в Новороссийском морском торговом порту свой программный комплекс «Грузовой экспресс» в режиме реального времени интегрировали с АС ЭТРАН. Это помогло актуализировать данные о текущем состоянии на складах и ускорить обработку грузов, поступающих по железной дороге. Благодаря этому повысилась эффективность работы с подвижным составом: стало проще планировать и управлять вагонопотоками, в итоге время обработки грузов сократилось на 10%. В перспективе вместе с ОАО «РЖД» портовики планируют внедрить систему контроля перемещений грузов на мобильных устройствах, что позволит автоматизировать обработку приёмных актов, поручений на погрузку, заявок на обработку флота и разнарядок на приём импортных грузов.

Совершенствование АС ЭТРАН помогает сэкономить транспортные издержки как грузоотправителей, так и ОАО «РЖД». Это, в частности, подтверждает проект, реализованный после обращения металлургов в ЦФТО с просьбой о доработке АС ЭТРАН для оформления групповых отправок вагонов. В идеале все данные о вагонах, которые могут быть использованы при железнодорожных перевозках, должны быть интегрированы с АС ЭТРАН. В том числе это касается информации с электронных биржевых площадок, чтобы грузоотправители с помощью ЭП могли оперативно подавать заявки и заключать договоры на перевозку.

Усиление клиентоориентированности

Стоит отметить, что отзывы клиентов об уровне развития информационных технологий ОАО «РЖД» в основном позитивные. Прежде всего это относится к работе АС ЭТРАН. Положительно оценивается и то, что в неё постоянно добавляют новые услуги.

Но есть и замечания. Например, клиенты указывают на чрезмерное, по их мнению, усиление функций контроля (в том числе логического) за выполнением операций, связанных с перемещением вагонов. Однако это не прихоть ОАО «РЖД», а вынужденная мера в соответствии с требованиями российского законодательства. Больше всего недовольства у грузоотправителей возникает по поводу ограничения доступа к информации. При этом пользователям приходится объяснять, что поддержание АС ЭТРАН связано с затратами. Поэтом у функционала системы может быть доступным пользователям не в полном объёме — в зависимости от выбранного клиентом варианта подключения.

По этому поводу мы получили такой комментарий: «Управление доступом к информации осуществляется владельцем системы — ОАО «РЖД». За последние 2 года было принято несколько распоряжений, регламентирующих эту сферу. Решения о введении областей видимости для тех или иных видов документов принимались исходя из целого комплекса факторов, в том числе необходимости снижения нагрузки на систему. Вместе с тем ОАО «РЖД» прислушивается к пожеланиям пользователей и вносит изменения в политику разграничения доступа к информации в АС ЭТРАН. Соответственно, для начала такого процесса необходимо официальное обращение в ЦФТО».

В РЖД понимают, что если клиенту становится неудобно пользоваться АС ЭТРАН, то он может меньше отправлять грузов по железной дороге, переключаясь на другие виды транспорта. Стратегия в этом плане является достаточно гибкой. Кроме того, сами правила подключения к АС ЭТРАН постепенно упрощаются. Например, в 2016 году срок рассмотрения заявок клиентов существенно сократился. А появившийся электронный каталог сделал правила оказания услуг более прозрачными. Предполагается, что в дальнейшем АС ЭТРАН будет обладать ещё более широким набором сервисов, которые по достоинству оценят грузоотправители.

INTELLEX Москва, ул. Верхняя Красносельская, д. 3, стр.5 +7 (499) 929-83-71