20 октября 2016 г.

Всевидящее око ЭТРАН

АС ЭТРАН – один из ключевых инструментов обеспечения принципа клиентоориентированности ОАО «РЖД». Не случайно именно в эту систему в последнее время внесено множество улучшений.

Изменить – значит усовершенствовать

В прошлом году электронный документооборот ОАО «РЖД» с использованием АС ЭТРАН существенно расширился — в него были добавлены новые электронные формы. Б частности, акт выполненных работ, перечень к нему и счёт-фактура. Кроме того, появились два новых уведомления (о завершении грузовой операции или подаче вагонов на выставочный путь, а также о подаче вагонов клиенту) и досылочная дорожная ведомость. В 2015-2016 гг. в АС ЭТРАН реализован целый ряд новых функций. Среди них — две опции, связанные с подачей заявок на перевозку грузов (форма ГУ-12). Первая поддерживает процесс ускоренного согласования заявок, вторая — оформление соглашений о внесении изменений в ГУ-12 по фактическому приёму груза к перевозке.

По распоряжению ОАО «РЖД» №Юр от 13.01.2016 г. производится электронный обмен данными при просмотре и согласовании экспедитором заявок грузоотправителей на перевозку грузов, где экспедитор указан плательщиком. Соответственно, для него в АС ЭТРАН организовано автоматизированное рабочее место подготовки перевозочных документов (АРМ ППД), на котором предусмотрен обмен данными в режиме реального времени, в том числе с применением электронной подписи. Кроме того, АРМ ППД обеспечено средствами криптографической защиты информации. Таким образом, экспедитор имеет возможность контролировать все этапы прохождения заявки и при этом ему предоставлен надёжный канал связи с грузоотправителем. Причём весь процесс согласования ГУ-12 сохраняется в АС ЭТРАН, что весьма существенно для мониторинга со стороны клиента.

В АС ЭТРАН автоматизирован процесс выполнения требований приказа Минтранса России № 214 от 07.07.2015 г., где был утверждён перечень критериев, которые могут стать основанием для отказа перевозчика в подаче порожняка. На своём компьютере грузоотправитель может видеть, согласован или отклонён его запрос на вагоны, как только будет принято решение. Для таких уведомлений отведена специальная графа в электронной накладной. Технология базируется на сопоставлении сложившейся ситуации на сети с перечнем критериев, утверждённых приказом № 214. Если запрос подпадает хотя бы под один из содержащихся в этом перечне критериев, то он отклоняется. Заявка изучается с точки зрения всех видов запретов и ограничений для отправки порожняка. Особенность технологии в том, что необходимые для ответа данные аккумулируются в АС ЭТРАН автоматически из других программ ОАО «РЖД», в которых ведётся соответствующий учёт.

Эти опции положительно оцениваются клиентами. Конечно, никто не рад получить отказ, но по крайней мере грузоотправителям понятны процедуры согласований — они чётко регламентированы, что, кстати, очень помогло ОАО «РЖД» лучше обеспечить равномерность заадресовки порожних вагонов и регулировать их накопление на станциях погрузки.

Чтобы было понятнее, как работает АС ЭТРАН, рассмотрим, как происходит проверка по п. 7 перечня критериев. Этот пункт касается порядка направления вагона на пути необщего пользования для временного размещения. Во-первых, реальная ситуация на железной дороге сопоставляется с условиями договора заявки на отстой вагонов. Во-вторых, в электронном виде запрашивается согласие владельца пути необщего пользования. В-третьих, в АС ЭТРАН хранится информация о пропускной способности подходных магистралей и ее сравнивают с тем количеством вагонов, которое заявлено на маршруте. Таким образом, все обстоятельства изучаются шаг за шагом по определённым алгоритмам. При этом времени на сбор информации агент тратит меньше. А значит, клиент скорее получает ответ. В случае отказа его сразу об этом оповещают, причём с указанием причины. Это позволяет грузоотправителю ускорить принятие логистических решений. Например, он может оформить заявку на другую станцию или изменить время перевозки и тем самым быстрее отправить свой груз.

Ещё один внедрённый в АС ЭТРАН продукт связан с информационным обеспечением Правил перемещения порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте. Эта технология внедрена в связи со вступлением в действие новых редакций Устава железнодорожного транспорта и Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом. Также внесены изменения, связанные с поправками в других документах — Правилах приёма заявок на железнодорожном транспорте и Правилах исчисления сроков доставки.

Интеграция информационных ресурсов

Чем глубже уровни регламентации бизнес-процессов и интеграции цифровых ресурсов ОАО «РЖД», тем более совершенные технологии обслуживания предлагаются клиентам. И опять-таки в этом помогает АС ЭТРАН. В ней, например, уже организована возможность подачи и согласования заказов на предоставление вагонов АО «ФГК» че­ рез единое окно в автоматизированной системе. Этот проект показывает, как можно сформировать единое информационное пространство перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя и оператора подвижного состава с помощью АС ЭТРАН. Грузоотправитель в данном случае получил возможность одновременно заказывать тягу у перевозчика и вагоны у собственников. Все участники связаны друг с другом единой сетью. В ней формируются и заявки на перевозку грузов, и заказы на подвижной состав, и перевозочные документы, что существенно снижает потери от неэффективного планирования и реализации перевозки.

На перспективу в ОАО «РЖД» поставлена достаточно сложная задача — обеспечить автоматизированный, открытый и удобный доступ ко всем услугам, которые должны предоставляться через единое окно. Пока пожелания клиентов в этом плане заметно превосходят те возможности, которыми располагает компания. Их удаётся учитывать далеко не в полном объёме.

Например, как показывают опросы, которые проводятся журналом «РЖ Д-Партнёр» в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте, нередко оказывается затруднительным при оформлении перевозки согласовать правила применения Местных технических условий погрузки и крепления грузов. На каждой дороге они свои, хотя по сути аналогичны. Есть и другие сложности.

В частности, у небольших компаний, у которых нет возможности организовать схему взаимодействия в режиме АСУ-АСУ в системе ЭТРАН возникают затруднения по отслеживанию продвижения их груза по сети. Между тем, как полагают клиенты, все прорывные информационные технологии, связанные с перевозочным процессом, должны интегрироваться с АС ЭТРАН, чтобы организовать перевозку было легко и доступно. В свою очередь, для ОАО «РЖД» подобный подход позволяет упорядочить многие процессы на сети российских железных дорог.

Акцент на финансах

В качестве достижения необходимо отметить эксперимент, который реализуется ОАО «РЖД» совместно с ФТС и ФНС России, по выполнению перевозок с помощью электронных документов на экспорт с возможностью подтверждения в электронном виде ставки НДС 0%. В прошлом году вступили в силу изменения в ст. 165 ч. 2 Налогового кодекса РФ. Теперь ФТС и ФНС совместно с ОАО «РЖД» реализуют пилотный проект по обмену электронными документами. Он стартовал в II квартале 2016 года. Первые результаты его реализации на одном из железнодорожных погранпереходов с Финляндией и на полигоне Костомукша — Коккола  — Вартиус показали, что автоматизация операций даёт реальную возможность сократить время обработки документов. Одним из важнейших инструментов при реализации электронного документооборота служит АС ЭТРАН, которая обеспечивает взаимодействие различных участников процесса железнодорожных перевозок. Проводимая в ОАО «РЖД» работа должна позволить уже в 2017 году оформлять транспортировку грузов на экспорт в электронном виде.

В АС ЭТРАН появились и другие корректировки, о которых можно узнать из телеграмм и распоряжений ОАО «РЖД». В частности, они касаются порядка логического контроля электронного штемпелевания и учёта актов оказанных услуг по отстою подвижного состава при использовании электронного лицевого счета. В системе обеспечена возможность при приёме заявок на перевозку по определённым маршрутам устанавливать по просьбам клиентов сокращённые сроки доставки по сравнению с теми, что указаны в ст. 11 Устава железнодорожного транспорта РФ. Поправки в АС ЭТРАН с учётом изменений, внесённых с 1 января 2016 года в Единую тарифно-статистическую номенклатуру грузов стран СНГ, позволили упорядочить процедуры оформления перевозочных документов.

При опросах в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте грузоотправители весьма положительно отзываются о технологии организации электронного документооборота первичных учётных документов и счетов-фактур с применением электронной подписи между ОАО «РЖД» (в лице ЦФТО/ТЦФТО) и клиентами. Эти документы подписываются в рамках создания единого окна в АС ЭТРАН, в том числе благодаря её интеграции с ЕК АСУФР. Не случайно в 2016-2017 гг. планируется заметно увеличить количество финансовых документов, работа с которыми будет возможна в электронном виде. Расширение компьютерного документооборота выгодно как ОАО «РЖД», таки его клиентам: для них это возможность значительно сократить затраты на ведение бухгалтерии.

Инновационные ресурсы

Взаимодействие с другими специализированными системами существенно расширяет возможности АС ЭТРАН. К примеру, благодаря интеграции с АС ОУП, АСУ МР, ЕАСАПР М и АС ЭТД в ней стали отражаться процедуры, связанные с установлением фактов простоя подвижного состава, и упорядочить взыскание платы за размещение вагонов на путях общего пользования.

Следует остановиться и ещё на одном перспективном направлении работы по совершенствованию АС ЭТРАН. В настоящее время в ОАО «РЖД» подходы к созданию многоплатформенных информационных систем отлажены в рамках двух проектов по развитию — АСУ «РЖД Логистика» и АСУ ФГП ВО ЖДТ. «М ы в любой момент готовы приступить к реализации аналогичных решений и при модернизации АС ЭТРАН», — отметили разработчики системы.

Внесение поправок в АС ЭТРАН — достаточно трудоёмкое занятие, которое требует совершенствования инструментов разработки софта. Благодаря такому подходу удалось ускорить построение информационных систем для транспортной логистики. В частности, речь идёт о решениях для ЦФТО ОАО «РЖД» и АО «РЖД Логистика», в которых в 2016 году за счёт внедрения новых технологий бизнес-логику заказчика удалось реализовать в 10 раз быстрее, чем при программировании на связке компьютерных продуктов Delphi+Oracle. Ранее новые технологии были использованы при совершенствовании автоматизированной системы управления транспортным обслуживанием, из которой сведения о платежах клиентов за услуги перевозки грузов по графику передаются в АС ЭТРАН для их учета на едином лицевом счете клиента.

Таким образом, обновление АС ЭТРАН — крайне актуальная задача. Ведь именно эта система обеспечивает оформление перевозки грузов и сопутствующих услуг, оказываемых ОАО «РЖД». Это важный инструмент развития клиентоориентированности компании.

INTELLEX Москва, ул. Верхняя Красносельская, д. 3, стр.5 +7 (499) 929-83-71