30 ноября 2016 г.

«МОБОЙЛ» о системе ЭТРАН: есть чем гордиться, есть к чему стремиться

За 14 лет автоматизированная система централизованной подготовки и оформления перевозочных документов охватила 100% железнодорожных грузоперевозок на территории РФ.

В сентябре нынешнего года системе ЭТРАН исполнилось 14 лет. За это время автоматизированная система централизованной подготовки и оформления перевозочных документов охватила 100% железнодорожных грузоперевозок на территории РФ. Ежемесячно на базе ЭТРАН оформляется свыше 124 тыс. заявок и более 970 тыс. накладных. При этом, несмотря на постоянное обновление системы и ежегодное увеличение количества электронных финансовых документов, пользователи утверждают, что системе есть к чему стремиться.

Одной из компаний, активно использующих в своей работе ЭТРАН, является нефте-трейдер «МОБОЙЛ». Компания изначально выступает в системе в роли грузовладельца и плательщика, а сейчас — еще и полноценного экспедитора. На протяжении последних 5 лет через электронную базу перевозочных документов ежемесячно проходит от 10 до 70 тыс. т грузов, поставляемых «МОБОЙЛ» по всей России. «Внедрение системы ЭТРАН значительно упростило работу с документооборотом, — отмечает начальник отдела закупок и логистики компании «МОБОЙЛ» Светлана Трусова. — Отрадно, что ежегодно система оптимизируется, а развитие технологий позволяет включать в нее новые опции, направленные на комфортную работу пользователей. В частности, благодаря системе ЭТРАН мы можем проследить весь маршрут грузоперевозок, увидеть информацию об объемах погруженного сырья и даже предусмотреть или оперативно среагировать на отображаемую форс-мажорную ситуацию».

Для улучшения взаимодействия грузоотправителей и собственников вагонов в системе постоянно появляются продукты и решения, направленные на увеличение пропускной способности сети. Уже сейчас существуют перспективы использования ЭТРАН в качестве единого окна для осуществления электронного документооборота между ОАО «РЖД» и клиентами. В 2017 году планируется увеличить количество электронных финансовых документов, доступных для оформления в системе. Таким образом, удастся поддерживать единое информационное бизнес-пространство и появится возможность перевода документации по экспортным перевозкам в электронный вид.

Однако при решении глобальных вопросов теряются из виду незначительные, на первый взгляд, проблемы, с которыми сталкиваются непосредственные пользователи системы. К примеру, недоработкой является отсутствие возможности распечатать необходимые документы. ЭТРАН, безусловно, изначально рассматривалась как электронная база, но часто сторонам сделки требуются документы и в печатном виде. Неимение простой функции доставляет пользователям серьезные неудобства.

Кроме того, ЭТРАН не распознает локацию вагонов. «Выступая в качестве профессионального и надежного экспедитора, нам крайне важно знать точное местонахождение поставляемого груза, — комментирует С. Трусова. — Включение в систему ЭТРАН опции, определяющей локацию вагонов, значительно упростит и обезопасит работу пользователей. А пока мы вынуждены использовать для этого дополнительные средства».

К пожеланиям пользователей относится также возможность расширения географических границ применения системы ЭТРАН. Сегодня все расчеты по перевозочным документам осуществляются в рамках транзитной территории РФ. При этом, отправляя груз, к примеру, в Калининград, система не производит необходимых вычислений. Это влечет за собой в том числе и финансовые риски сразу для нескольких сторон сделки.

Сейчас у всех участников рынка железнодорожных перевозок появилась возможность обозначить проблемы и пожелания по работе системы ЭТРАН: в сентябре этого года состоялось совещание по совершенствованию автоматизированной базы. В соответствии с достигнутыми договоренностям и проводятся опросы грузовладельцев, направленные на формирование консолидированной позиции, повышение доступности системы ЭТРАН для клиентов, в том числе малых и средних грузовладельцев, а также на усиление гибкости предоставляемой информации на платной и бесплатной основе.

«Никто лучше постоянно работающих с системой ЭТРАН пользователей не сможет более точно определить ее недостатки, — резюмирует С. Трусова. — Будем надеяться, что все пожелания клиентов ЭТРАН, в том числе, на первый взгляд, незначительные, учтут и доведут до ума. Ведь совершенство, как известно, складывается из мелочей».

INTELLEX Москва, ул. Верхняя Красносельская, д. 3, стр.5 +7 (499) 929-83-71