23 ноября 2016 г.

ОАО «РЖД» идёт в ногу со временем

Безбумажные и автоматизированные технологии завоевывают мир. И ОАО «РЖД» движется в ногу со временем. IT позволяют повысить качество перевозочного процесса и логистических услуг, производительность труда железнодорожников.

Все последние нововведения были озвучены на семинаре «Актуальные вопросы применения АС ЭТРАН», который прошёл в конце октября в Москве. Традиционно организатором мероприятия выступили ОАО «РЖД» совместно с компанией «Бизнес Диалог» и журналом «РЖД-Партнер».

Удобство для клиента

Автоматизация бизнес-процессов — это большое конкурентное преимущество ОАО «РЖД». Ведь клиент сегодня выбирает те компании, с которыми можно удобно и эффективно работать, где организация доставки не влечёт лишних расходов и траты времени. Не случайно, как рассказала заместитель начальника департамента информатизации – начальник отдела АСУ грузовыми перевозками — филиала ОАО «РЖД» Инесса Яковлева, курс, взятый компанией на клиентоориентированность, затронул все процессы её деятельности, в том числе и блок информатизации. В частности, в целях повышения уровня внутренней клиентоориентированности в департаменте информатизации была создана служба заказчика. Данные изменения в итоге направлены на рост показателей и эффективность взаимодействия с внешними клиентами компании за счет реализации инновационных проектов, автоматизации основных бизнес-процессов и создания новых услуг совместно с ЦФТО и блоками по управлению перевозками и инфраструктурой, а также локомотивным комплексом. «Трудно представить сегодня выполнение основных бизнес-функций РЖД без использования автоматизированных систем. Уровень развития информационных технологий в компании — это показатель, который дает ей конкурентные преимущества на рынке перевозок», — подчеркнула И. Яковлева.

Кроме модификаций и развития уже существующих систем, IT-блоком компании предлагаются новые инициативы в области информатизации. Так, запланированы работы по редизайну сайта ОАО «РЖД». Актуальными для участников семинара являются изменения, связанные с расширением функционала раздела «Грузовые перевозки». В рамках этой работы предполагается расширить перечень услуг, которые могут предоставляться в личном кабинете пользователя. Одна из них — оформление подписки на рассылку уведомлений о плановом обновлении автоматизированной системы. «Наряду с этим Главным вычислительным центром — филиалом ОАО «РЖД» совместно с ЦФТО разработан порядок, при котором клиенты, заключившие соответствующее соглашение на безвозмездной основе, будут информированы за 10 дней до установки обновлений, влияющих на взаимодействие АСУ-АСУ, с описанием вносимых изменений для возможности предварительного тестирования. Пока порядок отрабатывается с ПАО «Северсталь». По результатам опыт планируется тиражировать на другие компании клиентов», — добавила И. Яковлева.

Мобильные технологии на службе РЖД

Также запланировано расширение предоставляемых мобильных сервисов, что сейчас наиболее актуально для клиента. В сентябре в Google Play было опубликовано мобильное приложение «РЖД Грузы». Это разработка АО «РЖД Логистика» на платформе Android. Однако, как рассказала И. Яковлева, в перспективе предполагается, что в рамках редизайна раздела «Грузовые перевозки» будет разработан универсальный API-интерфейс, позволяющий получать услуги, представленные на сайте, с использованием мобильных решений. Кроме того, существует много предложений по развитию его функционала. Уже сейчас опции приложения дают возможность пользователю оперативно рассчитать стоимость и заказать перевозку мелких и сборных партий грузов с помощью смартфона или планшета. Кстати, ТЦФТО Забайкальской магистрали презентовал своё решение мобильной версии приложения в рамках конкурса «Новое звено», которое было одобрено руководителями компании. Сейчас идёт подготовка реализации этого проекта под руководством ЦФТО и участием департамента информатизации. Отличительной особенностью предлагаемого решения является возможность расчёта провозной платы с учётом стоим ости дополнительных услуг, которые будут опубликованы в новом каталоге. Например, если клиент, помимо перевозки, заказывает выгрузку, хранение груза на складе, доставку от двери до двери и т. д.

Учёт и контроль

И. Яковлева рассказала ещё об одном проекте, направленном на обеспечение контроля сохранности грузов. «В настоящее время совместно с блоком грузовой и коммерческой работы ЦФТО прорабатывается информационная технология, после реализации которой на пилотном полигоне появится возможность отслеживать с помощью электронных ЗПУ как продвижение грузов, так и их сохранность на всем пути следования. Заинтересованные в такой информации грузоотправители наконец получат такую возможность. Также планируется выйти с инициативой распространения этой технологии и на международные перевозки. За счёт применения этого подхода удастся сократить как временные, так и технические издержки при проведении коммерческого осмотра вагонов», — разъяснила И. Яковлева.

Поясним, что контроль осуществляется при помощи средства идентификации (пломбы), состоящего из электронного блока многоразового применения и сменного одноразового или многоразового элемента пломбирования. Электронный блок передаёт в систему контроля за перевозками информацию о состоянии пломбы, определяя, наложена она или не наложена, нарушена или нет, а также сообщает маршрут, скорость движения, время, уровень заряда источника питания. Пользователями данной системы являются должностные лица Ространснадзора и ОАО «РЖД». Система позволяет привязывать пломбу к объекту контроля, создавая индивидуальный учётный талон для каждой перевозки. Кроме того, с ее помощью можно отслеживать тревожные сообщения, поступающие с пломб в пути следования, наблюдать за маршрутом груза, просматривать историю перемещения и снимать пломбу с контроля перевозки.

Новшеством является и ещё одно решение — Boardcargo. Это сервис по предоставлению клиенту (который знает номер своей накладной или отправки) в онлайн-режиме с использованием Telegram Messenger информации о местонахождении его вагона. По словам И. Яковлевой, техническое решение уже есть — и специалисты РЖД приступили к его реализации. Завершить проект планируется в I квартале 2017 года.

Единая точка входа

Единой платформой и базой получения полной и непротиворечивой информации, касающейся всего перевозочного процесса, является автоматизированная система оперативного управления перевозками нового поколения (АСОУП). Фактически она отличается от АСОУП -2 платформой реализации и переходом от событийной модели управления к процессной. Как отметила И. Яковлева, в текущем году начаты работы по реализации сбытовой модели в рамках АСОУП-3.

«Это означает, что контроль и документов на перевозку, и самого факта ее выполнения будет вестись в рамках единой модели данных. В 2017 году модели данных основных производственных систем ОАО «РЖД», таких как АСУ станции, ГИД «Урал», АСУ-Т, также будут перенесены в АСОУП -3», — пояснила она.

В результате реализации проекта внедрения АСОУП-3 ожидаются значительные функциональные, технические и эксплуатационные эффекты. В первую очередь такие, как повышение качества информационного обеспечения за счёт формирования единой базы достоверных данных на основе консолидации разных информационных источников, объектов и событий перевозочного процесса. Создание универсального информационного сервиса, предоставляющего данные о перевозочном процессе с возможностью анализа его истории по архивным данным в масштабе всей сети РЖД, обеспечит решение задач факторного анализа для выявления трендов, зависимостей и формирования прогнозов.

В результате реализации проекта внедрения АСОУП-3 ожидаются значительные функциональные, технические и эксплуатационные эффекты. В первую очередь такие, как повышение качества информационного обеспечения за счёт формирования единой базы достоверных данных на основе консолидации разных информационных источников, объектов и событий перевозочного процесса. Создание универсального информационного сервиса, предоставляющего данные о перевозочном процессе с возможностью анализа его истории по архивным данным в масштабе всей сети РЖД, обеспечит решение задач факторного анализа для выявления трендов, зависимостей и формирования прогнозов.

INTELLEX Москва, ул. Верхняя Красносельская, д. 3, стр.5 +7 (499) 929-83-71