31 января 2017 г.

Цифровая одежда для управления парками

Системы «ИНТЭЛЛЕКС»: ЭТРАН, ЭТП ОАО «РЖД», решения на базе ITM — обзор решений для оптимизации железнодорожных перевозок от журнала «РЖД-Партнер».

На рынке предлагается немало решений для автоматизации опций, связанных с услугами по выполнению железнодорожных перевозок. Какие из них сегодня набирают популярность, а какие теряют позиции?

Тяжеловесы выходят из моды

Как следует из объявлений о наборе специалистов транспортных решений в операторские компании и логистические подразделения промышленных предприятий, в их обязанности может входить неодинаковый круг задач. Однако есть и общие для всех требования: им необходимо вести учет расходов, связанных с оборотом вагонов, работать с бухгалтерскими документами от поставщиков услуг и договорами с контрагентами,задействованными в перевозках. В обязанности входит составление множества справок различных форм, оформление штрафов и дополнительных расходов, связанных с простоями подвижного состава. И как само собой разумеющееся они должны уметь рассчитывать железно- дорожный тариф, а также ставки услуг по предоставлению вагонов.

При небольших оборотах это можно делать и вручную. Но когда речь идет о более-менее крупных партиях грузов, без использования информационных технологий не обойтись. Для автоматизации операций, связанных с железно- дорожными перевозками, на рынке представлен целый ряд решений, которые мы попытаемся кратко осветить.

Начнем обзор с тяжеловесов рынка. Прежде всего это SAP – компания, которая одной из первых локализовала в РФ свои продукты в сфере железнодорожного транспорта. Клиентам был предложен пакет продуктов, состоящий из двух модулей: традиционной системы ERP, предназначенной для обработки заказов, и блока TM – дополнительного продукта для планирования перевозок грузов. Возможность передачи из него документов в АС ЭТРАН превратила такой продукт в своего рода пульт управления железнодорожным бизнесом.

Так во всяком случае себя позиционировала SAP. Однако, по отзывам клиентов, в целом система получилась довольно ресурсоемкой и дорогостоящей. Тем не менее она довольно успешно продвигалась в России в 2012–2015 гг., пока девальвация рубля и рост стоимости внедрения SAP не подтолкнули операторов и грузовладельцев искать другие варианты – по импортозамещению.

По этой же причине снизилась популярность инсталляций и транспортных решений на основе продуктов Oracle. Эта компания также предлагала клиентам схожий продукт с двумя блоками программ – для финансов (ERP) и железнодорожных перевозок (TM). При этом к базовым продуктам, в отличие от SAP, можно было добавить свой набор расширений. Например, для расчета маршрутов, интеграции с системой «Rail-Тариф», поддержки поиска дислокации вагонов в формате ГВЦ ОАО «РЖД». Последние разработки содержали также средства выборки массива данных и их визуализации для облегчения оценки клиентами эффективности использования парков и обеспечения доступа к опциям через мобильные устройства. Впрочем, большинство из этих новинок российским компаниям приходилось адаптировать под специфику отечественного рынка самим, что выходило хлопотно и опять-таки недешево.

Акцент на импортозамещение

В 2015–2016 гг. довольно быстро стала расширять свои позиции на рынке транспортных продуктов группа компаний «1С». Правда, весьма специфи- чески: этот игрок разрабатывает базо- вый продукт, а его отраслевые решения отданы на откуп компаниям в статусе франчайзи. Поначалу на транспортный рынок для грузовладельцев и операторов они поставляли в основном коробочные решения «1С», нацеленные на владель- цев автотранспорта и складов, пояснили в ООО «Веста», занимающемся прода- жами продуктов «1С».

Однако затем на рынках появились ре- шения, способные взаимодействовать с АС ЭТРАН в режиме АСУ-АСУ. И это было своего рода прорывом. Напри- мер, ООО «АТК Эксперт» предложило модуль управления грузоперевозками, который может использоваться железно- дорожными операторами. Правда, его не снабдили рядом опций, интересующих собственников подвижного состава и грузовладельцев. Эти бреши восполнялись заплатками из дополнительных блоков, предназначенных для загрузки данных из внешних программ. В частности, в систему предлагалось встроить инструмент для расчета железнодорожного тарифа Rail и сторонний модуль по слежению за дислокацией вагонов.

Впрочем, другое отраслевое дополнение к «1С» – «Железнодорожные перевозки» от ООО «ДМИ-Сервис» – поставлялось уже с более широким набо- ром опций. Например, в него был встроен таксировщик для расчета основных параметров перевозок, обеспечена воз- можность прогнозирования доставки груза с учетом специфики договоров с ОАО «РЖД», предусмотрены режимы отправки грузов в отдельных вагонах и группажа (несколько разных грузов в одном вагоне).

Пробелы клиентам помогало заполнить и решение по управлению железно- дорожными перевозками от ООО «ИнтэлЛекс» – оно становилось доста- точно эффективным связующим звеном между логистическими бизнес-процессами предприятия и ОАО «РЖД», а также позволяло подключать к ним контрагентов.

Компьютер видит, но клиент об этом не всегда знает

Для некоторых грузовладельцев, как выяснилось из опросов, достаточно присоединить к своим информационным системам поисковик вагонов и иметь подключение к АС ЭТРАН. Например, как пояснил руководитель отдела железнодорожной логистики ООО «Мется Форест Санкт-Петербург» Андрей Малевский, если у грузоотправителя есть круг постоянных партнеров, то значительную часть забот, связанных с управлением вагонными парками, они берут на себя. А клиенту вполне достаточно периодически смотреть, где в действительности находится вагон.

Наконец, простые сервисы по слежению за вагонами и контейнерами («Rail- Локатор», Alta, «Вагон», Gdevagon, Translogist, C-rost) могут предоставлять своим клиентам ряд операторов или других организаций.

Правда, подобный вариант удовлетворяет не всех. Как отметил генеральный директор ООО «Промнерудтранс» Андрей Громовой, клиент хочет не только найти подвижной состав, но и приобрести услугу по доступной цене с оптимальным сроком исполнения договора и гарантией того, что под погрузку будет подан вагон в хорошем состоянии.

Клиенты, для которых цена транспортной составляющей в стоимости готовой продукции является достаточно высокой, ставят перед своими логистическими подразделениями задачу свести к минимуму издержки на железнодорожные перевозки. Они говорят о том, что информационные системы ОАО «РЖД» позволяют видеть все вагоны – не только те, которые перемещаются по сети и доступны поисковикам, но и те, которые стоят. При этом грузовладельцы их как раз и не видят. Между тем если порожний вагон поблизости от нужной клиенту станции находится без движения на путях свыше 2 суток, то возникает вопрос: почему стоит? Может быть, он свободен. Но поскольку клиент об этом не знает, то вместо этого вынужден заказывать другой вагон, который находится гораздо дальше от места погрузки. В таком случае оба оказываются в убытке: собственник порожняка будет раскошеливаться за размещение своего подвижного состава на железнодорожных путях, а владелец груза переплатит за вагон, который подадут издалека.

Операторам же приходится решать еще более сложные задачи. Поэтому они вынуждены использовать комбинации из разных информационных продуктов.

«Устранить проблему позволяют современные онлайн-системы, благодаря которым грузовладельцы могут выбирать наиболее оптимальный вариант перевозки и перечень необходимых услуг, а транспортные операторы – эффективно загружать свои мощности. Сегодня бизнес переходит на использование интегрированных онлайн-решений. Логистика в этом вопросе не исключение. Преимущества таких систем – удобство, скорость и технологичность, к тому же они более гибки к изменениям на рынке, чем традиционные ERP-платформы», – комментирует генеральный директор CARGOR Руслан Горб.

Вместе с тем, по мнению эксперта Центра по технологической координации ОАО «РЖД» Александра Осьминина, ситуация, когда грузоотправитель и собственник вагона не могут в нужный момент найти друг друга, довольно типична. 

Между тем у специалистов по организации вагонопотоков Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» есть такой продукт, как автоматизированная система расчета плана формирования поездов (АС РПФП). Она позволяет визуально отображать информацию о вагонопотоках на электронной карте всей сети российских железных дорог. И данная функция АС РПФП может послужить основой для создания дополнительного приложения к АСУ операторов. «Это упростит восприятие информации и повысит оперативность и качество принимаемых ими управленческих решений для распоряжения парком вагонов», – полагает А. Осьминин.

В связи с этим, по его словам, целесообразно предусмотреть функцию подключения к информационным ресурсам «АС РПФП – все дороги» пользователей (предприятий и собственников вагонов). Это, в частности, помогло бы им оптимизировать управление парками. Более того, у операторов появилась бы возможность автоматизировать функции перебора вариантов для снижения встречного порожнего пробега вагонов и оценки недополученной прибыли в случае отброшенных при данном переборе вариантов (скажем, запись альтернативных маршрутов).

При соответствующей настройке из такого дополнительного блока к информационным системам предприятий можно получать данные и для финансового анализа. Правда, для того чтобы реализовать подобные идеи, в ОАО «РЖД» должны быть приняты определенные решения.

Интегрированный подход

Итак, на данный момент приходится признать: для операторов существует, пожалуй, единственный вариант, в котором интегрированы все необходимые им типы продуктов, – это ИРС «Перевозки», разработчиком которой является ООО «Лестэр ИТ». Это комплексная система ERP, позволяющая автоматизировать всю цепочку задач, которую решает оператор в процессе управления своим парком.

В самых общих чертах: в составе ИРС «Перевозки» – четыре модуля, что обеспечивает наиболее полный набор опций для оператора. Первый позволяет выполнять  оперативно-финансовый учет деятельности компании, обрабатывать большие объемы отгрузочной информации и вести претензионную работу по возникающим ошибкам. Второй помогает проанализировать поступающую информацию о подвижном составе в режиме реального времени, используя оперативные данные, получаемые из ГВЦ ОАО «РЖД», с дорог, из ремонтных депо и других источников. Третий является инструментом для создания корпоративного веб-портала, который становится единым каналом оперативно-информационного взаимодействия клиентов с сотрудниками компании. Четвертый – это геоинформационная система контроля движения вагонов, которая наглядно отображает дислокацию парка на карте. В ней можно настроить фильтры для выбора по целому ряду параметров, и это, по отзывам пользователей, очень удобно: можно мгновенно оценить обстановку, в том числе для того, чтобы предотвратить развитие критических ситуаций.

Модули могут быть установлены как по отдельности, так и все вместе – в рамках единой информационной системы. Оператор сам выбирает конфигурацию системы и набор необходимых ему функций.

Для небольших фирм ИРС «Перевозки» доступна в виде подключения к облачной версии. Для более крупных компаний стандартной формой поставки является продажа лицензий на модули. При необходимости разработчик проводит индивидуальную настройку системы под бизнес-требования клиента вплоть до интеграции ИРС «Перевозки» в IT-архитектуру любой сложности.

Простые движения на электронной площадке

Впрочем, если потребности в отправках грузов небольшие или парк вагонов маленький, то можно обойтись достаточно простыми компьютерными программами. Ведь основная потребность клиента – получить доступ к услуге перевозки одним кликом. Для этого в ОАО «РЖД» создают свой продукт – электронную торговую площадку (ЭТП). «К этому проекту мы подошли вместе с ФАС. Он стартовал в тестовом режиме в конце прошлого года. В начале 2017-го на ЭТП предполагается провести первую перевозку. Иными словами, в электронном режиме найти подвижной состав и организовать доставку груза», – рассказал главный инженер ЦФТО – филиала ОАО «РЖД» Дмитрий Мурев. В II квартале текущего года к основной услуге планируется добавить дополнительные опции – погрузочно-разгрузочные операции на грузовых дворах и логистические сервисы, предоставляемые дочерними и зависимыми обществами ОАО «РЖД». Плюс к этому появится возможность подключения клиента к АС ЭТРАН по упрощенной процедуре с гарантией обеспечения работоспособности защищенного канала доступа. Вначале на ЭТП будут предоставляться крытый подвижной состав и полувагоны. В перспективе возможности площадки будут расширены.

Кроме того, для клиентов появилось мобильное приложение «РЖД Грузы», которое позволяет пользователю оперативно рассчитать стоимость и заказать перевозку мелких и сборных партий грузов на смартфоне или планшете. Его выпустило АО «РЖД Логистика». В сентябре 2016 года сервис стал доступен на платформе Android.

Процедура оформления заказа в мо-бильном приложении максимально упрощена: клиенту необходимо указать вес и объем груза, точку отправления и назначения, а также при необходимости выбрать дополнительные услуги – доставку, упаковку или страхование груза. Клиент также может выбрать тариф, от которого зависит скорость транспортировки. Оплатить заказ можно в приложении с помощью банковской карты. Контактный центр «РЖД Логистики» поддерживает связь с клиентом на всех этапах перевозки и информирует о ходе выполнения  транспортировки.  База маршрутов «РЖД Грузы» включает 110 пунктов отправления и 160 пунктов назначения на территории России. Кроме того, возможно заказать перевозку сборных грузов из 46 крупных промышленных центров КНР. Услуга рассчитана как на частных лиц, так и на представителей малого и среднего бизнеса. Ее функционал будет постоянно расширяться за счет новых возможностей.

«В перспективе мы бы хотели увидеть на мобильном приложении все те же сервисы, что будут предоставляться и на электронной торговой площадке ОАО «РЖД». В качестве аналогии можно привести продукт, который помогает организовать перевозки грузов по железным дорогам США. Организация мобильных сервисов – это общемировой тренд для транспортных систем», – отметил Д. Мурев.

В ОАО «РЖД» полагают, что 2017 год должен стать этапным для коренной трансформации системы электронных услуг для клиентов. В идеале их развитие должно привести к появлению такого сервиса, как виртуальная железнодорожная перевозка, когда все взаимодействие ОАО «РЖД» с грузоотправителями и операторами будет компьютеризировано.

Как уточнил начальник отдела департамента информатизации ОАО «РЖД» Юрий Бенецкий, проект совершенствования ЭТП предусмотрен обновленной стратегией развития информационных технологий ОАО «РЖД». Он должен помочь восполнить пробел в организации обслуживания клиентов. Сейчас на практике сложно отправить небольшую партию груза по железной дороге от одной станции до другой. Существующие решения для небольших компаний позволяют составить лишь предварительную заявку на перевозку. А конкретные детали ее выполнения (начиная с подачи порожних вагонов на станцию погрузки и технологии крепления грузов) проясняются на стадии оформления пакета перевозочных и коммерческих документов. Такой подход не устраивает клиентов.

Однако для расширения возможностей ЭТП и мобильных приложений ОАО «РЖД» придется развивать свои информационные технологии. Они должны улучшить взаимодействие с компьютерными продуктами, которые использует клиент, причем не только на уровне систем CRM (управление услугами и продажами), но и ERP (планирование ресурсов предприятия). При этом необходимо обеспечить сквозное планирование работы вагонного парка так, чтобы в итоге появилась возможность сократить общие издержки на перевозки.

Итак, каждый клиент волен выбирать наиболее удобный для него вариант. Кому-то нужен конструктор из различных опций, а кто-то хочет получить интегрированный продукт, который помогает решать поставленные задачи по оптимальной организации бизнеса.

INTELLEX Москва, ул. Верхняя Красносельская, д. 3, стр.5 +7 (499) 929-83-71