20 февраля 2017 г.
НДС в электронной форме
Главный конструктор компании Intellex (она поддерживает и развивает программное обеспечение для железнодорожной системы ЭТРАН, которая используется при перевозках) Николай Бузурнюк замечает, что пока всё-таки приходится оставлять на станции отправления для подстраховки часть бумажных документов, поскольку этого требует действующий Налоговый кодекс. «Однако пока эти бумажные копии не пригодились», – замечает Николай Бузурнюк.
Тесты по железнодорожной транспортировке грузов в Финляндию с использованием электронных документов признаны успешными
Федеральные таможенная и налоговая службы, а также ОАО «РЖД» подготовили в правительство доклад об использовании электронного документооборота в ходе эксперимента по возврату экспортёрам НДС при железнодорожной транспортировке грузов в Финляндию. Безбумажная технология признана очень успешной и сокращающей расходы как перевозчика, так и экспортёров. В докладе рекомендуется после определённой доработки нормативной базы распространить этот опыт на всю сеть и другие виды транспорта.
Эксперимент по обмену электронными данными между ФТС, ФНС и ОАО «РЖД» начался в 2016 году. Компании-экспортёры получили возможность подтвердить нулевую ставку НДС при перевозке продукции железнодорожным транспортом. Это важно с финансовой точки зрения. По Налоговому кодексу, экспортёр освобождён от уплаты НДС, и поэтому впоследствии он может получить от налоговых органов вычет этого налога. Так как речь идёт о значительных суммах, компании заинтересованы получить их как можно скорее. В товаросопроводительные документы, которые уже существовали в электронном виде, были введены пункты, позволяющие таможенникам после проверки поставить отметку «Выпуск разрешён». ОАО «РЖД» теперь может в случае необходимости (при требовании таких сведений налоговиками для подтверждения нулевой ставки НДС) передать нужные сведения в электронной форме в ФНС для подтверждения факта экспорта.
Как пояснил заместитель главного инженера ЦФТО ОАО «РЖД» Юрий Суродин, провести такой эксперимент предложила сама компания, которая преследовала цель, во-первых, увеличить грузопоток путём улучшения сервиса, а во-вторых, сократить как собственные расходы, так и расходы экспортёров на оформление перевозок.
Теперь вместо многих отделов, оформляющих перевозочные документы по всей стране, появилась возможность вести документооборот из одного центра. Федеральные службы могут эффективно отслеживать экспорт, быстро получать и обрабатывать все данные в электронном виде.
«Сначала был подготовлен план взаимодействия всех участников, – говорит Юрий Суродин. – Финляндия была выбрана потому, что с этой страной у нас наиболее «продвинутые» отношения в плане электронного взаимодействия. В эту страну по новой технологии перевезли 5 млн тонн минеральных удобрений из 13,5 млн тонн всего экспорта».
«Мероприятия плана проведения эксперимента выполнены в срок, – говорит заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов. – В феврале доклад об итогах эксперимента и достигнутых успешных результатах, а также предложения по расширению результатов на других участников и иные виды транспорта направлены в аппарат правительства. Безбумажная технология представления в электронном виде в налоговые органы документов и сведений для подтверждения нулевой ставки НДС может стать существенным упрощением в работе российского бизнеса».
Главный конструктор компании Intellex (она поддерживает и развивает программное обеспечение для железнодорожной системы ЭТРАН, которая используется при перевозках) Николай Бузурнюк замечает, что пока всё-таки приходится оставлять на станции отправления для подстраховки часть бумажных документов, поскольку этого требует действующий Налоговый кодекс.
«Однако пока эти бумажные копии не пригодились», – замечает Николай Бузурнюк.
План законодательных изменений подготовлен, и в конце 2017 года они могут быть приняты. По словам Юрия Суродина, нужно решить вопрос об изменении статей 164 и 165 Налогового кодекса и определённых документов, регламентирующих деятельность Федеральной таможенной службы и Минтранса.
В этом случае российские экспортёры получат возможность оформлять налоговые документы в электронном виде по большинству экспортных направлений, в том числе и на всём западном направлении. Однако в ряде сопредельных государств законодательство ещё не предусматривает возможность такого электронного документооборота. В частности, это Азербайджан, Монголия, Китай. По этим направлениям пока придётся оформлять документы на бумаге.
Как пояснил заместитель главного инженера ЦФТО ОАО «РЖД» Юрий Суродин, провести такой эксперимент предложила сама компания, которая преследовала цель, во-первых, увеличить грузопоток путём улучшения сервиса, а во-вторых, сократить как собственные расходы, так и расходы экспортёров на оформление перевозок.
Теперь вместо многих отделов, оформляющих перевозочные документы по всей стране, появилась возможность вести документооборот из одного центра. Федеральные службы могут эффективно отслеживать экспорт, быстро получать и обрабатывать все данные в электронном виде.
«Сначала был подготовлен план взаимодействия всех участников, – говорит Юрий Суродин. – Финляндия была выбрана потому, что с этой страной у нас наиболее «продвинутые» отношения в плане электронного взаимодействия. В эту страну по новой технологии перевезли 5 млн тонн минеральных удобрений из 13,5 млн тонн всего экспорта».
«Мероприятия плана проведения эксперимента выполнены в срок, – говорит заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов. – В феврале доклад об итогах эксперимента и достигнутых успешных результатах, а также предложения по расширению результатов на других участников и иные виды транспорта направлены в аппарат правительства. Безбумажная технология представления в электронном виде в налоговые органы документов и сведений для подтверждения нулевой ставки НДС может стать существенным упрощением в работе российского бизнеса».
Главный конструктор компании Intellex (она поддерживает и развивает программное обеспечение для железнодорожной системы ЭТРАН, которая используется при перевозках) Николай Бузурнюк замечает, что пока всё-таки приходится оставлять на станции отправления для подстраховки часть бумажных документов, поскольку этого требует действующий Налоговый кодекс.
«Однако пока эти бумажные копии не пригодились», – замечает Николай Бузурнюк.
План законодательных изменений подготовлен, и в конце 2017 года они могут быть приняты. По словам Юрия Суродина, нужно решить вопрос об изменении статей 164 и 165 Налогового кодекса и определённых документов, регламентирующих деятельность Федеральной таможенной службы и Минтранса.
В этом случае российские экспортёры получат возможность оформлять налоговые документы в электронном виде по большинству экспортных направлений, в том числе и на всём западном направлении. Однако в ряде сопредельных государств законодательство ещё не предусматривает возможность такого электронного документооборота. В частности, это Азербайджан, Монголия, Китай. По этим направлениям пока придётся оформлять документы на бумаге.