18 января 2018 г.

ОАО «РЖД» внедрит технологии блокчейна и единой цифровой платформы

На Гайдаровском форуме компания представила собственный опыт использования цифровых технологий.

Новые цифровые технологии позволят ОАО «РЖД» экономить средства и улучшить сервис для своих клиентов. Однако для их развития требуется решить ряд проблем, связанных с безопасностью.

Как сообщил в среду на панельной дискуссии «Бизнес и государство: модели партнёрства в цифровую эпоху», которая прошла в рамках Гайдаровского форума – 2018, генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозёров, компания предполагает оцифровать все технологические процессы на железной дороге.

«Мы уже сейчас оцифровали ряд процессов и в рамках использования электронных алгоритмов получаем определённый экономический эффект, – пояснил Олег Белозёров. – Считаем, что в течение четырёх лет вся железная дорога может быть переведена в цифру и станет возможным применять на ней технологии блокчейна и предиктивных (основанных на прогнозе) моделей работы».

ОАО «РЖД» уже использует цифровые форматы взаимодействия как для пассажиров, так и для грузовладельцев, которые теперь имеют возможность заказывать подвижной состав на электронной бирже дистанционно. В компании реализуется научно-технический проект «Цифровая железная дорога» (в его рамках осуществляется ряд подпроектов по определённым направлениям), который даёт как экономию ресурсов, так и удобство для клиентов.

К примеру, система ЭТРАН, к которой подключено свыше 40 тыс. грузоотправителей, позволяет оформлять перевозочные документы и оплачивать перевозки в электронном виде. Возможности этой системы постоянно расширяются. В корпоративном электронном хранилище ОАО «РЖД» удерживается огромный объём информации о перевозках, который может быть эффективно проанализирован с применением искусственного интеллекта.

Система «Эльбрус» в РЖД уже использует определённые возможности этой технологии, выстраивая автоматические графики движения грузовых составов на основе прогнозного имитационного моделирования. Это позволяет экономить энергию и увеличивать скорость движения составов. Её действие постепенно предстоит распространить на всю сеть.

Сейчас, по словам Олега Белозёрова, на первый план выходит организация эффективных и технологичных сквозных перевозок, которые можно организовать на основе цифровых процессов, обеспечивающих скорость взаимодействия и, соответственно, перевозок. Безопасная технология блокчейна, которая предполагает использование распределённых данных по всей цепи, обеспечивает удешевление всего процесса перевозки. Применение искусственного интеллекта позволит более точно прогнозировать объёмы и параметры работы.
Как пояснила «Гудку» член экспертного совета по развитию экономики нового технологического поколения при Комитете по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству ГД РФ Ани Асланян, технология блокчейна на железнодорожном транспорте может быть использована для различных целей.

«Она очень полезна при ведении электронного документооборота, поскольку позволяет участникам сделок быстро, без искажений и безопасно вести записи, – говорит Асланян. – Также технология сохраняет все записи, что позволяет полностью контролировать весь процесс доставки грузов. В него невозможно вмешаться посторонним лицам. Ещё одна сфера применения – оптимизация рабочего процесса, при котором при вводе данных в электронные документы исключаются ошибки и снижается необходимость дополнительного контроля. В целом, я полагаю, может уменьшиться стоимость доставки грузов».

Глава Экспертного совета по цифровой экономике и блокчейн-технологиям при Комитете Госдумы по экономическому развитию, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Артём Кольцов считает, что технологии блокчейна и искусственного интеллекта сегодня действительно очень популярны и за ними будущее в развитии многих отраслей экономики, в том числе и транспорта.

«Блокчейн можно и нужно широко применять на транспорте, поскольку технология позволяет многим пользователям получать информацию в оперативном режиме и её использование безопасно, – говорит Артём Кольцов. – Сейчас наша задача – создать условия, при которых компании могли бы развивать такие цифровые технологии, при этом регулирование нужно применять с осторожностью».

По словам Артёма Кольцова, ещё предстоит решить проблему безопасности цифровых технологий на транспорте, поскольку пока непонятно, что делать, если тот же искусственный интеллект примет решение, наносящее ущерб человеку.

INTELLEX Москва, ул. Верхняя Красносельская, д. 3, стр.5 +7 (499) 929-83-71