26 марта 2009 г.

Технология ITM обеспечивает принципиально новый подход к управлению вагонным парком

Интервью с начальником департамента корпоративных проектов компании «ИнтэлЛекс» Владимиром Титовым.

– В 2008 г. на железнодорожном транспорте началось внедрение технологии Intellex Transportation Management (ITM), разработанной компанией «ИнтэлЛекс». Что представляет собой эта технология?

– Технология Intellex Transportation Management обеспечивает принципиально новый подход к управлению парком – адресную привязку вагона к заявке на перевозку с учетом особенностей груза, подвижного состава. В основе старой методологии лежал подход по поддержанию заранее известного количества вагонов каждого конкретного типа на каждой дороге сети ОАО «РЖД». Этот метод можно условно назвать статистическим. Результатом применения новой технологии является оптимальное распределение вагонов под заявки грузоотправителей по заданным критериям (например, минимум порожнего пробега, максимум прибыли). Решения на базе ITM позволяют реализовать любую модель управления парком вагонов – от кольцевых маршрутов до подсылки единичных вагонов под разовые заявки клиентов.

– Чем была обусловлена потребность в разработке и внедрении технологии Intellex Transportation Management?

– Поддерживать достоверную, полную и точную базу о вагонопотоках было довольно тяжело и при плановой экономике, а при переходе на рыночную оказалось практически невозможно. В результате обслуживание заказов (подача порожнего вагона под погрузку) осуществлялось неэффективно, качество обслуживания клиентов было неудовлетворительным. После анализа текущей ситуации с управлением парками в условиях бурно развивающегося рынка было принято решение о необходимости применения нового подхода к управлению перевозками на железнодорожном транспорте.

– Какой функциональностью и какими преимуществами обладает технология ITM?

– В основе алгоритма ITM лежит анализ данных обо всех заказах на перевозку грузов, дислокации вагонов на сети ОАО «РЖД» и текущего состояния вагона (в пути, загружается или разгружается, когда следующий ремонт). Затем определяется, под какой заказ должен отправляться порожний вагон так, чтобы доход компании был максимальным (или порожний пробег минимальным). После этого автоматически создается перевозочный документ. Архитектура решений на базе ITM представляет собой классическую трехуровневую схему: сервер базы данных – сервер приложений – клиент. Система является централизованной, что позволяет принимать решения по управлению сразу по всему парку вагонов без каких-либо ограничений. Программные решения с такой архитектурой отличаются производительностью, надежностью, масштабируемостью и защищенностью данных.

– К настоящему времени на базе технологии ITM запущено два решения – «Автоматизированная система динамического распределения порожних вагонов» (АС ДРПВ) в ОАО «РЖД» и «Автоматический Диспетчер вагонов» (АСУ АДВ) в ОАО «Первая грузовая компания». Каковы основные отличия этих проектов?

– Основные отличия – в критериях оптимизации. В ОАО «РЖД» под управление системы были отданы цементовозы собственного парка, где стоимость порожнего рейса формально не определена. Поэтому оптимизация состояла в минимизации порожнего пробега, что косвенным образом повлияло на снижение затрат. Что касается ОАО «ПГК», то под управление АСУ АДВ был отдан парк крытых вагонов, который принадлежит не перевозчику, а частной грузовой компании. Для него стоимость порожнего рейса четко определена в тарифе 10-01, что дало возможность провести оптимизацию по критерию максимизации прибыли.

– Каков, на Ваш взгляд, потенциал технологии Intellex Transportation Management?

– Переносимость – дополнительное преимущество решений на базе ITM. ITM может работать у любых собственников подвижного состава практически независимо от РЖД (от РЖД требуется только информация о дислокации вагона на сети железных дорог). Технология при разработке и настройке будет применена та же, но в результате на предприятии будет развернута система, работающая на отдельном программно-техническом комплексе, не требующим больших вычислительных мощностей. ITM может управлять любым количеством вагонов (ограниченном только мощностью вычислительного комплекса). Наиболее эффективно применение технологии ITM для предприятий со средним или большим парком подвижного состава, начиная с 3–5 тыс. вагонов. Применение технологии также экономически обосновано, если парк вагонов разнороден.

INTELLEX Москва, ул. Верхняя Красносельская, д. 3, стр.5 +7 (499) 929-83-71