23 мая 2017 г.

Добавили и в объёмах, и в доходах

Погрузка на железных дорогах продолжает расти преимущественно на экспортных направлениях. Важным событием в апреле стал запуск в промышленную эксплуатацию электронной торговой площадки «Грузовые перевозки». Это стало ещё одним этапом формирования безбарьерного доступа клиентов к услугам холдинга. Всего за прошлый месяц на площадке зарегистрировано более 400 пользователей, размещено более 700 заказов и организована перевозка более 6 тыс. вагонов.

В апреле, как и в течение первых четырёх месяцев года, на сети сохранялись высокие темпы роста погрузки, причём преимущественно на экспорт. Это обусловлено благоприятной конъюнктурой на внешних рынках.

Хороших результатов удалось добиться благодаря слаженной работе коллективов дорог, производственного и сбытового блоков компании. Всего в январе – апреле было погружено более 410 млн тонн грузов, что выше прошлогоднего объёма на 3,8%. За тот же период тарифный грузооборот вырос на 7,5% по сравнению с 2016 годом, а с учётом пробега порожних вагонов – на 7,2%. 

В апреле темпы роста погрузки оказались даже чуть выше, чем в целом с начала года, и составили 3,9%. Всего на сети дорог погрузили более 105 млн тонн. 

Стоит отметить, что в этом месяце был перевыполнен и план погрузки высокодоходных грузов 2-го и 3-го тарифных классов при незначительном отставании от намеченных параметров массовых номенклатур 1-го класса. Положительная динамика обеспечивалась в основном за счёт нефтеналива, грузов в контейнерах и удобрений, причём они отправлялись как на внутренний рынок, так и на экспорт. Прирост объёмов положительно отразился и на доходах от перевозок, вырос и такой немаловажный показатель, как доходная ставка по грузовым перевозкам, – за 4 месяца к прошлому году на 3,6%, а в апреле на 5,7%. 

Среди дорог, которые демонстрируют устойчивую динамику прироста высокодоходных грузов, отметим Октябрьскую, где их доля в общем объёме погрузки достигла в апреле почти 40%, а начисленная выручка к 2016 году увеличилась почти на 17%. 

Важным событием в апреле стал запуск в промышленную эксплуатацию электронной торговой площадки «Грузовые перевозки». Это стало ещё одним этапом формирования безбарьерного доступа клиентов к услугам холдинга. Всего за прошлый месяц на площадке зарегистрировано более 400 пользователей, размещено более 700 заказов и организована перевозка более 6 тыс. вагонов. 
При этом по-прежнему грузопотоки растут преимущественно в экспортном сообщении (в минувшем месяце на 8%), в то время как внутри страны за тот же апрель они увеличились всего на 1,4%. Основной прирост экспорта обеспечивается за счёт каменного угля, а также нефтеналивных грузов и чёрных металлов. 

Как сообщили в ЦФТО, рост погрузки угля на экспорт отмечен на большинстве дорог, в регионе которых ведётся угледобыча. Это обусловлено высокими ценами на уголь на мировых рынках, а также возросшим спросом со стороны энергопредприятий европейских стран и таких традиционных потребителей, как Япония и Китай. Всё это по-прежнему задаёт повышенные темпы роста грузовых перевозок в направлении морских портов России, а следовательно, и объёмов выгрузки на их терминалах. За 4 месяца там было выгружено вагонов на 9% больше, чем в прошлом году, в том числе в портах Октябрьской дороги – на 11%, Дальневосточной – на 8%, Северо-Кавказской – на 7%. 

Помимо угля, можно отметить рост перевозок и других традиционных экспортных номенклатур, в том числе лесных грузов. Так, эффективное взаимодействие АО «ФГК» с поставщиками леса позволило ему в апреле нарастить перевозки в данном сегменте на 38%. Погрузка продукции российских целлюлозно-бумажных и лесопромышленных предприятий выросла в основном со станций Московской, Куйбышевской, Восточно-Сибирской, Красноярской, Дальневосточной дорог в направлении портов и потребителей Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Монголии, Китая и других стран. Как сообщили в АО «ФГК», в крытых вагонах перевозки лесных грузов выросли на 95%, на платформах – на 18%, а общий объём составил около 200 тыс. тонн. 

В целом же среди дорог, которые добились наилучших результатов в освоении предъявляемой к перевозке продукции, в апреле можно назвать Горьковскую, Северную, Куйбышевскую, Западно-Сибирскую, Красноярскую и Восточно-Сибирскую. Особенно стоит выделить Приволжскую магистраль, где удалось добиться самых высоких темпов прироста погрузки к 2016 году – на 19,7%. Отметим также и Калининградскую дорогу, где в апреле грузооборот увеличился более чем на 20%. На Горьковской, Западно-Сибирской и Куйбышевской дорогах этот показатель в апреле вырос соответственно на 11,3%, 10,6% и 13,1%. 

В то же время на Куйбышевской магистрали при росте грузооборота и переходе на полигонные технологии сталкиваются с недостаточными пропускными способностями на отдельных направлениях. Как сообщили специалисты, на главном её ходу не удаётся обеспечивать пропуск поездов массой 6300 тонн с 10-минутными интервалами. Отсутствует и возможность пропуска поездов весом 7100 тонн на некоторых участках главного хода дороги, а там, где она имеется, межпоездной интервал достигает 26 минут. Между тем, по прогнозам, объёмы перевозок на дороге к 2020 году вырастут почти на 20%, а грузопотоки в направлении портов Северо-Западного и Азово-Черноморского бассейнов на 28–30%. 

Эта же дорога стала одной из лучших на сети в выполнении расписания движения грузовых поездов. Хороших результатов по этому показателю также достигли Юго-Восточная и Калининградская магистрали. Вместе с тем на Дальневосточной, Московской, Восточно-Сибирской, Забайкальской, Красноярской и Горьковской выполнение графика движения поездов пока ниже среднесетевого уровня. 

На графиковую дисциплину негативно влияют ограничения скоростей движения и отказы в работе технических средств. По оперативным данным, в январе – апреле количество отказов в работе технических средств удалось снизить к прошлому году на 5,3%, а вот число задержанных по этой причине поездов выросло на ту же величину. 

Но главное, что это не сказалось на выполнении расписания движения пассажирских поездов, оно улучшилось по сравнению с прошлогодним. Правда, в пригородном комплексе результат пока несколько хуже, чем годом ранее. В целом же работу пассажирского комплекса ОАО «РЖД» в минувшем месяце можно считать успешной. Перевозки пассажиров выросли на 9,2% в основном за счёт пригородного сообщения. За четыре месяца отправлено почти 334 млн пассажиров, что на 10,3% выше, чем в прошлом году (в пригородном сообщении прирост составил 11,3%, в дальнем следовании – 0,4%). А в целом пассажирооборот на инфраструктуре ОАО «РЖД» за тот же период остался практически на уровне прошлого года при снижении в дальнем следовании на 2,3% и росте в пригородном сообщении на 4,8%. 

В апреле началась работа по обеспечению перевозок россиян к местам отдыха. 30 апреля возобновлены перевозки пассажиров в Крым по единым билетам, с 29 апреля организованы смешанные перевозки железнодорожным и автомобильным транспортом на курорты Абхазии. Однако, если верить прогнозам, то объёмы перевозок пассажиров на курорты Черноморского побережья поездами РЖД будут почти на 10% ниже уровня 2016 года. Это в основном объясняется возрастающей конкуренцией со стороны воздушного транспорта. В преддверии матчей Кубка конфедераций, 21 апреля, начались регистрация и оформление электронных билетов на дополнительные поезда для зрителей этого масштабного спортивного мероприятия. Только за первые две недели было оформлено более полутора тысяч электронных билетов. 

Отдел эксплуатационной работы транспорта
INTELLEX Москва, ул. Верхняя Красносельская, д. 3, стр.5 +7 (499) 929-83-71