Уникальный ресурс: портал ОАО «РЖД» не имеет аналогов в Рунете с точки зрения функциональности
Официальный сайт компании за все время своей работы опережал важнейшие тренды развития корпоративных медиа.
В 2019 году домену .RU исполняется 25 лет. Датой рождения Рунета считается 7 апреля 1994 года, когда международный сетевой информационный центр InterNIC зарегистрировал национальный домен .RU для Российской Федерации.
В Советском Союзе использовался домен .SU (Soviet Union). Сейчас этот домен находится под управлением частной негосударственной организации «Фонд развития Интернет» и не является географическим.
Первый сайт в зоне RU – www.ru – был создан 25 июня 1994 года. Позднее, в апреле 1995 года, появился первый сайт традиционного СМИ – «Учительская газета».
Сейчас в домене .RU насчитывается чуть более 5 млн доменных имён. По количеству доменных имён .RU занимает шестое место среди национальных доменов мира и восьмое место среди всех доменов верхнего уровня.
Интернет стал неотъемлемой частью повседневной жизни. Государство, компании, люди – неотъемлемые участники цифровой среды. И «Российские железные дороги» – не исключение.
История железнодорожного транспорта в Рунете началась в 2000 году – был создан сайт Министерства путей сообщения РФ. На сайте размещалась информация о деятельности ведомства: документы, новости, обзоры СМИ. Единственным сервисом для пассажиров было онлайн-расписание пассажирских поездов дальнего следования с возможностью посмотреть наличие свободных мест, для грузоотправителей – калькулятор для предварительного расчёта провозной платы. Количество посетителей составляло 3,5 тыс. человек в день.
27 сентября 2003 года в связи с созданием ОАО «РЖД» на основе действующего сайта МПС был создан сайт новой компании – корпоративный веб-портал (КВП РЖД) с версией на английском языке. Сайт имел разделы: «О компании», «Железные дороги», «Пассажирские перевозки», «Грузовые перевозки», «Инфраструктура», «Пресс-центр».
В 2004 году сайт ОАО «РЖД» был признан лучшим российским корпоративным порталом в конкурсе интернет-проектов «Новая реальность XXI век».
В 2005 году в структуру портала РЖД были включены сайты всех железных дорог – филиалов ОАО «РЖД». Появилась электронная закупочная площадка с информацией о конкурсах и торгах, онлайн-справочники для грузоотправителей (станций, грузов, подвижного состава), дополнительная информация для пассажиров при просмотре расписания – стоимость, категории свободных мест. В этом же году был проведён редизайн портала.
Очередное обновление сайта произошло в 2006 году. Тогда была изменена структура ресурса, его цветовое оформление. В этом же году на корпоративном веб-портале РЖД открылся онлайн-сервис продажи билетов для пассажиров.
В настоящее время корпоративный веб-портал ОАО «РЖД», располагающийся в сетях Интернет и Интранет по адресам www.rzd.ru и www.web.rzd, не имеет аналогов в Рунете с точки зрения сочетания разных задач и аудиторий (включает 36 сайтов, имеет статус СМИ).
Текущий дизайн сайта существует с 2008 года. Он является лёгким и нетребовательным к ресурсам клиентских устройств (ПК, планшеты, смартфоны), адаптирован для слабовидящих пользователей. Согласно данным пресс-службы ОАО «РЖД», ежедневно через сайт продаётся более 200 тыс. билетов, обрабатывается около 450 тыс. запросов расписания.
Современный сайт имеет много разделов, одни из основных – «Пассажирам» и «Грузовые перевозки». На портале функционируют сервисы по продаже билетов на поезда дальнего следования и пригородного сообщения, в том числе с электронной регистрацией, на маршруты с пересадкой, на мультимодальные маршруты (автобус плюс поезд), сервис поиска забытых вещей в поездах, а также электронная торговая площадка «Грузовые перевозки» (ЭТП ГП), личный кабинет клиента (грузовые перевозки), виртуальная приёмная для обращений граждан.
В прошлом году посещаемость портала составила 81 538 993 уникальных пользователя (более 1,5 млрд просмотров).