17 октября 2019 г.

Николай Бузурнюк рассказал о цифровой доверенной среде

Главный конструктор компании «ИНТЭЛЛЕКС», выступил на II Международной научно-практической конференции «Цифровая трансформация в экономике транспортного комплекса. Развитие цифровых экосистем: наука, практика, образование», прошедшей 11 сентября в РУТ (МИИТ).

Николай Степанович обратил внимание участников на проблему доверия цифровой среде. «Сотрудничество может возникнуть только там, где есть доверие», — отметил он в своём выступлении.

Цифровая доверенная среда

Если говорить о развитии цифровых технологий, то оно стремительно набирает обороты. Главный конструктор «ИНТЭЛЛЕКС» проиллюстрировал эту тенденцию примерами из практики компании.

«В 2002 году появилась система ЭТРАН, за 18 лет она стала для всех вещью обыденной. Практика её применения стала повсеместной, и доверие к системе возросло настолько, что уже не требуется специальных подтверждений, достоверность информации уже не вызывает споров в арбитражах. Кроме того, в других странах стали создаваться похожие системы. И теперь у нас есть безбумажные трансграничные перевозки. Доверие к электронному миру проникает уже и в трансграничное пространство.

В 2016 году велась активная работа по организации взаимодействия с федеральными органами власти, в частности с ФТС России. Перевозчики смогли взаимодействовать с таможенными органами в цифровом пространстве.

В 2017 году «ИНТЭЛЛЕКС» разрабатывает ЭТП ГП, и тема доверия продолжает развиваться. На смену твердым договорам приходят оферты, уходит необходимость в ЭЦП. На площадке создаются условия для сотрудничества поставщиков различных видов услуг и их потребителей. В основе лежат перевозки по железной дороге.

В этом году достижения в области электронного документооборота признаёт ФНС России, и с июля 2019 года нулевая ставка НДС также подтверждается электронными документами, изготовленными по принципу взаимодействия, который начал развиваться ещё в 2001 году.

Как мы видим, процесс цифровизации ускоряется: если первый этап — развитие системы ЭТРАН — занимал 12 лет; то в части продажи услуг на ЭТП ГП проект проделал серьёзный путь всего за три года».

 

Цифровая доверенная среда

«Практика создания ЭТП ГП только подчеркивает сложности в организации сотрудничества, связанные с отсутствием доверия друг к другу и к цифровой среде.

У участников рынка нет ощущения эффективности новых процессов. Зачем всё это нужно? Зачем мне цифровая среда? Как она поможет бизнесу сэкономить и получить отдачу? Мой бизнес и так работает! Тем более, что цифровизация требует затрат на внедрение, оптимизацию.

Есть ещё один серьёзный подводный камень внедрения — сопротивление менеджменту. Сопротивляются цифровизации практически все уровни сотрудников, кроме, пожалуй, владельцев и топ-менеджеров. Почему? Многие сотрудники понимают, что цифровизация приведёт к тому, что их функции, как специалистов, станут невостребованными. Именно поэтому мы все должны готовить наших сотрудников и готовиться сами к тому, что мы будем менять квалификацию каждые 5 лет. Это современный мир, и он такой: он требует постоянного совершенствования. Этот фактор следует учитывать в образовательных программах профильных вузов. Специальности современных программ обучения перестанут быть востребованными через 5 лет.

Менее значимой, но тем не менее существенной проблемой можно назвать зарегулированность взаимоотношений субъектов. Когда мы переводим бизнес-процессы онлайн, мы сталкиваемся с нормами, актами, не предполагавшими цифровых взаимоотношений. Возникает потребность в регуляторной «гильотине».

Как решить все эти проблемы? Где найти источники доверия?

Чтобы повысить доверие, мы должны гарантировать, что информация будет сохранна, прозрачна и признание цифровых фактов станет доминирующим. Тогда сделка станет прозрачной и бесспорной для всех её участников.

Важным условием доверия является понимание сторонами законов взаимодействия друг с другом и возможных последствий их нарушения. Действие в цифровом мире может оказаться более важным, чем событие мира реального, порой это непросто принять. Единые правила гарантируют нам единое понимание законов среды.

Наблюдая опыт цифровых компаний, я вижу, что публичность положительно сказывается на уровне доверия. Доступность интернета и открытая среда очень в этом помогают.

В России для подтверждения сделок мы можем использовать ЭЦП, но за пределами страны мы теряем этот инструмент, так как за границей наши алгоритмы не признаны, как мы не признаем иностранные алгоритмы. Блокчейн является дорогостоящим инструментом и фактически удачно реализовался только в случае с криптовалютами.

Одним из инструментов для повышения доверия к транспорту является использование электронной пломбы. Но мой взгляд, электронная пломба может стать более дешёвым и оригинальным решением, чем существующие технологии (ЭЦП, Блокчейн и т.п.).

Защита от сбоев, вирусов, нарушений каналов связи — важная и дорогостоящая вещь и она должна быть обеспечена и гарантирована нам государством, так же как сохранность нашего имущества.

Где находится груз и что с ним происходит? Интернет вещей на транспорте необходим. Учитывая размер территории России, важно обеспечить качественный и открытый интернет.

Кроме того, не теряет актуальности и ряд нецифровых путей установления доверия: репутация, монетизация цифровых процессов (возможность возврата инвестиций и получения прибыли для бизнеса), гарантированный результат (если построить цифровые процессы над некачественными оффлайн-процессами, то цифровизация будет бессмысленной) и конечно же, когда мы говорим о грузоперевозках важна сохранность груза».

Цифровая доверенная среда

Также Николай Бузурнюк коснулся темы подготовки новых кадров для цифровой отрасли.

«Сейчас особенно остро стоит вопрос обучения специалистов. Много говорится о развитии систем, но мало кто понимает, что нужно делать. Мы готовы предложить институтам практику для студентов, чтобы они сразу понимали, зачем они получают образование и где они смогут применить свои знания.

Это очень важный момент, так как система образования инертна. Создавая программу обучения сегодня, мы должны понимать, что свежие кадры выйдут на работу лишь 5 лет спустя. Поэтому мы готовы обучать стажеров, которые впоследствии смогут заняться развитием наших систем».

 

Полная версия выступления Николая Бузурнюка.

INTELLEX Москва, ул. Верхняя Красносельская, д. 3, стр.5 +7 (499) 929-83-71