28 февраля 2020 г.

Дорожная карта цифровой транcформации транспорта – куда она ведет?

Как сообщил главный конструктор ООО «ИнтэлЛекс» Николай Бузурнюк на семинаре «Электронный документооборот на транспорте: чего ждать клиентам?», в ОАО «РЖД» успешно идут по пути цифровой трансформации. Имеются свои наработки и на других видах транспорта. Однако для эффективной стыковки сервисов необходимо создать единую платформу.

В Минтрансе России планируют создать в стране единую цифровую платформу транспортного комплекса – своего рода онлайн-площадку приложений для всех видов транспорта, которую можно будет использовать при организации смешанных перевозок грузов.

Как было сказано в рамках большого семинара «Электронный документооборот на транспорте: чего ждать клиентам?», который проведен журналом РЖД-Партнер 27 февраля 2020 года в Москве, отдельные компании уже успешно создают свои сервисы и оцифровывают бизнес-процессы.

Такие решения необходимо интегрировать прежде всего в рамках международных транспортных коридоров. В РФ в подобных инновациях заинтересованы, в частности, для улучшения условий высокотехнологического экспорта и развития транзита.

Как состыковать транспортные системы

ОАО «РЖД», по данным и. о. главного инженера ЦФТО ОАО «РЖД» Юрия Суродина, стремится выстроить отношения с клиентами в цифровом формате на основе современных технологий.

Как сообщил главный конструктор ООО «ИнтэлЛекс» Николай Бузурнюк, в холдинге успешно идут по пути цифровой трансформации. Имеются свои наработки и на других видах транспорта. Однако для эффективной стыковки сервисов необходимо создать единую платформу.
 

Опыт реализации подобных проектов накоплен в ОАО «РЖД», где удалось создать электронный продукт, который можно использовать на пространстве Организации сотрудничества железных дорог. Она позволяет состыковать по сути два документа в один – накладную ЦИМ/СМГС.

По сути, это означает конвертацию данных, составленных в международном формате ЭДИФАКТ, в документ, отвечающий стандарту, который был признан в ФТС и ФНС России. Фактически сегодня это единственный стандарт, по которому возможно оформление предварительного электронного декларирования на российской таможне и возврата НДС по ставке 0% при экспорте, отметил заместитель начальника службы организации таможенного контроля ЦЭТ Алексей Зуев.

Следующим шагом может стать стыковка электронного документооборота ОАО «РЖД» с операторами российских морских терминалов. Такие разработки уже ведутся с участием специалистов РУТ (МИИТ). Речь идет о проекте розетки для подключения портовых АСУ к железнодорожным системам ЭДО. В дальнейшем можно поставить задачу стыковки с морскими коносаментами.

Платформа, на которой комфортнее приземлиться

Реальность такова, что в РФ на практике только железнодорожный холдинг финансирует разработки цифровых продуктов, которые масштабируются на федеральную сеть. Причем значительная часть результатов этой работы конвертируется в сервисы, которыми клиенты могут пользоваться бесплатно, хотя есть, конечно, и платный контент.

Однако возникает другой вопрос: почему, собственно, разработкой единой платформы для автоматической конвертации различных стандартов транспортных документов, которые обращаются в электронном виде, до сих пор не занималось государство? Сейчас такая задача поставлена перед Минтрансом России. И участники процесса перевозок на данном этапе могут высказать свои предложения.

В рамках дискуссии на большом семинаре его участники попытались такие идеи сгенерировать. В частности, в своем выступлении советник генерального директора АО «ПГК» Сергей Лахтуров обратил внимание на ряд аспектов, которые содействовали бы укреплению взаимодействия операторов и ОАО «РЖД».

Значительный пакет предложений, безусловно, касался прерогатив регуляторов. Их высказали участники большого семинара.

Идей вагон и целый пароход

Поскольку на большом семинаре присутствовали разноплановые эксперты, дискуссии коснулись, прежде всего, тех барьеров, которые грузоотправителям хотелось бы преодолеть. Иными словами, были озвучены вопросы, на которые целесообразно обратить внимание при развитии цифровых технологий на транспорте в РФ.

Например, представитель ассоциаций морских агентов Калининграда, Санкт-Петербурга и Юга России, директор проекта Single Window группы «Морской экспресс» Владимир Коростелев поделился опытом, накопленным в других странах, по созданию цифровых платформ, позволяющих вносить данные о грузоперевозках в одно окно и один раз, а далее все участники процесса транспортировок могут ими пользоваться для решения своих задач (в том числе это касается регулирующих и контролирующих госорганов).

Директор практики электронного документооборота, департамента налогов и права компании «Делойт Консалтинг» Анна Климова продолжила эту тему под другим углом зрения: каких ошибок при цифровой трансформации на транспорте следует избегать, чтобы не наступать на старые грабли. Ведь аналогичные проблемы по интеграции разрозненных АСУ приходится решать как в РФ, так и за рубежом.

Финансовый директор, руководитель направления аудита, налоговой и бухгалтерской практики Polozov Group Татьяна Самохвалова коснулась вопросов, связанных с рисками, которые таит в себе развитие ЭДО при взаимодействии с налоговыми органами.

Цифра цементирует стыки

Как считает завкафедрой «Экономика, организация производства и менеджмент», заместитель директора по науке ИЭФ РУТ (МИИТ) Ольга Ефимова, все эти нюансы необходимо учитывать. Ведь если речь идет о единой цифровой платформе, то это вопрос не только технологий, которые целесообразно использовать, но и о государственных стандартов, а также системы кодификации товаров и услуг. Вот почему к вопросу необходим комплексный подход.

И его следует закрепить не только в обновленном проекте закона о смешанных перевозках, который уже давно положен под сукно, но и в проекте закона о прогрессивных транспортных системах. Ведь сам по себе ЭДО не приносит особого облегчения грузоотправителям, если только при этом параллельно не внедряются прогрессивные технологии перевозок, уточнил профессор «Союзморниипроекта» Энгельс Гагарский.

Семинар показал, что все участники процесса перевозки грузов заинтересованы в укреплении взаимодействия бизнеса и государственных структур в решении общей задачи – цифровой трансформации транспортной отрасли.
INTELLEX Москва, ул. Верхняя Красносельская, д. 3, стр.5 +7 (499) 929-83-71