29 июня 2020 г.

Цифровая трансформация

Внедрение информационных технологий позволяет значительно снизить, а в отдельных случаях и полностью исключить использование бумажных носителей.

Сегодня в ОАО «РЖД» установлены целевые показатели, которые компания обязана достигнуть к 2025 году. Так, 70% билетов должно продаваться в электронном виде. То же самое касается 75% услуг по грузовой перевозке и сопутствующих сервисов. Но, что самое важное, 90% документооборота РЖД с грузоотправителями также должно быть переведено в электронную форму. Всё это подкреплено утверждённой Стратегией цифровой трансформации ОАО «РЖД».

– Работа по переходу на электронный документооборот с применением электронной подписи ведётся по нескольким функ-циональным направлениям, – рассказывает заместитель начальника службы корпоративной информатизации Вячеслав Ангельчук. – Прежде всего это технологический документооборот, а также документооборот в сфере бухгалтерского учета, с грузоотправителями, контр-агентами, внешними организациями, такими как НПФ, налоговыми органами,  социальными и банковскими учреждениями. Чтобы представить объёмы, стоит сказать, что на полигоне дороги используется более 15 тысяч сертификатов электронной подписи.

Внедряемые на ЮУЖД подходы в сфере юридических взаимоотношений с контрагентами в системе ЕКАСУФР (ЮЗЭДО) позволяют обмениваться электронными документами и исключить бумагу по уже заключённым договорам. Для каждой региональной дирекции создан свой личный кабинет на портале оператора (ООО «СКБ «Контур») – ДИАДОК. С его помощью контрагентам направляются приглашения к электронному обмену документами, прописываются сертификаты юридического лица руководителя, подписывающего первичную учётную документацию. На текущий момент такой порядок работы налажен по более чем 600 договорам. В электронном виде обрабатываются счета на оплату, акты сверок, расчёты и любые другие документы, предусмотренные условиями. Список переведённых на ЮЗЭДО контрагентов постоянно расширяется. Это позволяет существенно сэкономить время на пересылку документов, снизить расходы на бумагу, заправку картриджей, курь-
ерскую доставку и так далее.

Согласно планам, утверждённым в ОАО «РЖД», в текущем году Южно-Уральская дорога должна полностью перейти на электронный документооборот с 15 дочерними и зависимыми обществами, такими как ВРК-2, «ТрансТелеКом», ФПК, «Гудок», «РЖД–Здоровье», негосударст-венные учреждения здравоохранения полигона дороги и дру-гими.

– Также на полигоне дороги активно внедряется внутренний электронный оборот бухгалтерских документов, который отражает учёт движения материальных ценностей и основных средств, – рассказывает начальник отдела управления проектами программной информатизации Светлана Суслова. – На сегодняшний день в электронном виде специалистами 112 подразделений подписываются 13 форм первичных учётных документов, например: по учёту основных средств № ОС-1/1а, ОС-3, ОС-4/4а, приходный ордер (форма № М-4), требование-накладная (форма № М-11), акт на списание материальных ценностей (форма № ФМУ-76) и другие. И их перечень постоянно расширяется. Всё это значительно сокращает время обработки данных и на предоставление отчётности в налоговые органы. При этом вся цепочка финансовых операций легко отслеживается.

Ещё одно важное направление – технологический электронный документооборот. Здесь применяется как квалифицированная электронная цифровая подпись, так и простая расширенная электронная подпись, позволяющая работать с документами без использования физического ключевого носителя. Примечательно, что переход на новую систему работы сегодня осуществляется практически во всех бизнес-процессах подразделений полигона дороги. Речь идёт об обеспечении грузовыми вагонами, железнодорожной инфраструктуре, пассажирских перевозках, тяговых ресурсах, формировании журнала предупреждений на поезда, ремонте грузовых вагонов и многом другом. В качестве примера можно привести оформление в электронном виде форм первичной отчётности ГУ-45 ВЦ, ГУ-23 ВЦ, ВУ-14, 
ДУ-2, ДУ-3, ТУ-31, ТУ-162.

Технологический электронный документооборот реализуется практически во всех информационных системах, например в АС ЭТРАН, АСУ СТ, АСУТ-Т, АСУТ, АС ГИД, АСУ ВОП и других.

На текущий момент к автоматизированной системе подготовки и оформления перевозочных документов АС ЭТРАН подключено более 850 внешних клиентов, что составляет порядка 80% имеющих договорные отношения с ЮУЖД. По безбумажной технологии работают компании, обеспечивающие 98% всей погрузки дороги.

Электронное взаимодействие с участниками транспортного рынка организовано в АС ЭТРАН на протяжении всего процесса оформления перевозки, от подачи заявки до выдачи груза и предоставления финансовых документов с перенаправлением электронных счетов-фактур в налоговый орган. Наиболее значимым достижением на текущий момент является сквозная электронная технология экспортных перевозок грузов по электронным юридически значимым накладным с электронными отметками таможенных органов.

На дороге существуют и другие проекты, позволяющие исключить бумажный документооборот. Одним из примеров успешной реализации является «Электронный маршрут машиниста» в Дирекции тяги, который позволил исключить использование бумажного маршрута, а также автоматизировать такие операции, как оформление явки локомотивными бригадами, прохождение ПРМО, инструктажа и окончание работы. По уровню формирования электронного маршрута машиниста наша дорога находится в тройке лидеров по сети, но и это ещё не предел.

Для снижения трудозатрат работников и оперативного продления ключей ЭЦП у пользователей имеется возможность удалённого перевыпуска квалифицированных сертификатов ключей электронной подписи непосредственно со своего рабочего места. Для локомотивных бригад продление многофункциональных электронных карт производится непосредственно через электронные терминалы самообслуживания. 

– Большая работа проводилась по оснащению руководителей служб и дирекций планшетными компьютерами, что позволило организовать мобильные рабочие места и уйти от бумажных носителей, – объясняет заместитель начальника службы информатизации. – На отдель-ных местах устанавливается мобильное ЕАСД, позволяющее руководителю вне зависимости от местонахождения работать с входящей/исходящей документацией. Челябинским информационно-вычислительным центром разработано приложение АС «Доклад», позволяющее ежесуточно в онлайн-режиме получать информацию о деятельности дороги и её регионов. Одной из новых является автоматизированная система СКИМ, предназначенная для контроля и мониторинга производственных, операционных и финансово-экономических показателей ОАО «РЖД» для принятия управленческих решений. В ближайшей перспективе вся отчётность дороги будет переведена в СКИМ, а в течение трёх лет планируется полностью перейти на её автоматическое ведение с исключением ручного ввода. 

Активно проводятся работы по внедрению мобильных рабочих мест у линейных работников Дирекции управления движением, службы пути, вагонного хозяйства, с возможностью использования простой расширенной электронной подписи. Это помимо технологических эффектов позволяет снизить, а в отдельных случаях и полностью исключить использование бумажных носителей. С 1 июня текущего года внедрены в эксплуатацию мобильные рабочие места сотрудников службы вагонного хозяйства, что позволило осуществлять приёмку грузовых вагонов с вагоноремонтных предприятий и подписывать акт допуска формы ВУ-104 в электронном виде. До конца года запланировано внедрить 375 МРМ для работников службы пути – дорожных мастеров и контролёров пути.

– Переход на электронный формат работы позволяет подразделениям быстрее и эффективнее решать существующие задачи, – констатирует Вячеслав Ангельчук. – В результате сокращаются издержки компании и повышается производительность труда. Без сомнения, работы в данном направлении будут продолжены, что потребует немалых усилий как от Челябинского информационно-вычислительного центра, так и от подразделений полигона дороги. Переход на электронный документооборот и на цифровые технологии в целом возможен только при условии повышения уровня культуры работы с системами.

INTELLEX Москва, ул. Верхняя Красносельская, д. 3, стр.5 +7 (499) 929-83-71