7 октября 2020 г.

Упорство в решении задач

На магистрали продолжается работа, направленная на совершенствование перевозочного процесса и увеличение пропускной способности.

В 2020 году новым вызовом для всех отраслей экономики стала пандемия коронавируса. Насколько серьёзно этот фактор отразился на показателях работы железнодорожников, каких решений и технологий потребовал – беседуем с начальником Красноярской магистрали Вадимом Владимировым.
 
– Вадим Владимирович, насколько структура грузоперевозок оказалась подвержена пандемии?
 
– В целом, по итогам восьми месяцев объём погрузки составил 50,3 млн тонн, со снижением к уровню прошлого года на 9,8%, или 5,5 млн тонн.
 
И как ни странно, практически всё, что повлияло на динамику погрузки, началось задолго до прихода коронавируса.
 
Во-первых, очень тёплая зима. К примеру, в Красноярске отопительный сезон 2019–2020 года закончился на 10 дней раньше, чем предыдущий, а в Новосибирске стал одним из самых коротких в истории города. По ряду крупных ТЭЦ сегодня сжигается уголь, который мы завезли ещё в августе-сентябре прошлого года. Поэтому перевозки угля по итогам восьми месяцев существенно снизились: минус 3,1 млн тонн к аналогичному периоду прошлого года.
 
Снижение в сегменте перевозок нефтяных грузов вызвано тем, что сырая нефть, которую мы отправляли со станции Уяр в адрес Комсомольского НПЗ, с августа 2019 года ушла «в трубу».
 
Пандемия напрямую повлияла на Красноярской дороге только в сегменте лесных грузов. Как извест­но, основные поставки лесной продукции у нас производятся именно в Китай, где в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой было ограничено перемещение между провинциями, грузополучатели не могли получить свой груз, в связи с чем массово отказывались от поставок. Ещё одна причина – ужесточение фитосанитарных требований от Главного таможенного управления КНР на ввоз необработанной древесины. Как следствие, минус 0,5 млн тонн.
 
Однако есть и положительные моменты. Нам удалось сохранить рост контейнерных перевозок (плюс 13,8%) за счёт наращивания отгрузки цветных металлов, пиломатериалов и пеллет. По зерну рост в 19,5%, в первую очередь, обеспечили предприятия, расположенные на нашей Ужурской ветке, развитию логистики которых в прошлом году уделялось большое внимание. Цветная руда показала прирост на 8%.
 
– Учитывая положительные тенденции по отдельным видам грузов, есть ли надежда восполнить отставание в погрузке к концу года?
 
– Мы видим, что крупные предприятия не допустили большой просадки в период пандемии. Соответственно, ставим перед собой задачу до конца года, как минимум, выйти на уровень прошлого года. В первую очередь, за счёт контейнерных перевозок, зерна, продовольственных грузов и всех тех номенклатур, которые дают устойчивую положительную динамику.
Пик падения пришёлся на май. Осенью планируем увеличить отгрузку угля в местном сообщении. Кроме того, у нас очень большие заявки от грузоотправителей в адрес ЖКХ Амурской области, Хабаровского края, Бурятии, Еврейского автономного округа.
 
Есть наработки по отправке нефтеналивных грузов с Ачинского НПЗ.
 
Не забываем про контейнеры: переработка леса набирает обороты.
 
– Буквально два месяца назад партнёрам дороги удалось возобновить работу крупного Тёйского рудника в Хакасии, где добывается железорудный концентрат. Как дорога участвовала в этом процессе? Что означает для вас запуск этого предприятия?
 
– Республика Хакасия является одним из старейших горнорудных районов Сибири. Тёйский рудник ежегодно поставлял порядка 1,5 млн тонн концентрата на Западно-Сибирский и Кузнецкий металлургические комбинаты.
 
В течение пяти последних лет предприятие было законсервировано. И конечно, 17 июля, когда со станции Тёя отправился первый после столь долгого перерыва поезд с железорудным концентратом, стало для нас настоящим событием. Красноярская дорога проделала огромную работу, чтобы этот проект был реализован.
 
Мы в кратчайшие сроки, буквально в течение 3–4 месяцев, восстановили инфраструктуру ветки Бискамжа – Тёя, которая была законсервирована после закрытия рудника.
 
На всём протяжении ветки, а это 40 километров, обновлено путевое хозяйство. Возобновлена работа станций Тёя и Тузуксу, включая установку и подключение нового оборудования, которое сегодня применяется на железных дорогах. Проведена ревизия всего контактного провода, возобновлена работа переездов. Плюс – обкатка локомотивных бригад, которые пять лет туда не ездили.
 
Укомплектован штат станций Тёя и Тузуксу. Это те люди, которые когда-то работали на станции Тёя. Мы пошли им навстречу и вернули их на прежние места. Теперь они работают рядом с домом, им не нужно ездить на смену за десятки километров.
 
По вагонной службе также проведена подготовительная работа. Участок отличается большим уклоном, необходимо проводить опробование тормозов.
 
С июля уже отправлено 23 маршрута с железорудным концентратом. Всего в текущем году планируется погрузить 375 тысяч тонн, а в следующем до 700 тысяч тонн. Перспективные планы наших парт­нёров до 2028 года дают нам уверенность в долгосрочном сотрудничестве.
 
В целом, мы сегодня очень плотно работаем с нашими партнёрами. Примеров масса. Это и станция Абакан, где партнёры увеличивают ёмкость своих путей, и станция Заозёрная, где применяются новые технологии, которые позволят грузить по тысяче вагонов в сутки. Работа ведётся также на станциях Кильчуг, Саянская.
 
Станция Пихтовая – наш совместный проект с компанией «РУСАЛ», на сегодня она находится в стадии ввода в эксплуатацию.
 
– В условиях коронавируса вырос ли объём транспортировки медицинских грузов, продуктов питания?
 
– Да, увеличение есть. Во-первых, мы обеспечивали оперативную доставку продовольственных товаров первой необходимости, производимых в Красноярском крае и Хакасии, в другие регионы России. Так, в марте погрузка социально значимых грузов возросла по сравнению с февралём на 57%.
 
Во-вторых, плотно работали с руководством Красноярского края, Хакасии по вопросам доставки продовольственных товаров и медикаментов из других регионов. Только в марте – первом месяце, когда были введены жёсткие ограничения – в Красноярский край поездами было доставлено более 13 тысяч тонн продуктовых изделий. Это крупы, мука, мясо и рыба, масло растительное, молочные продукты, консервы, свежие овощи. По некоторым видам продовольствия объёмы поставок выросли от 20 до 80% по сравнению с «докороновирусным» периодом. А чая и кофе было завезено в 2,3 раза больше, чем в феврале.
 
Товаров медицинского назначения только с апреля по июнь включительно доставлено более двух тысяч тонн.
 
Все эти грузы, сроки их доставки находились на первоочередном контроле. Ни одного замечания со стороны регионов нам не поступило, сработали чётко.
 
– И всё это в условиях, когда немалая часть коллектива, более 3,5 тысячи сотрудников, переведена на удалённый режим работы. Насколько сложной оказалась такая перестройка?
 
– В марте на удалённую работу перешли 3584 работника Красноярской железной дороги. Решение принималось из расчёта один человек в кабинете, остальные на «удалёнке».
 
Конечно, надо отдать должное нашему IT-комплексу: переход на удалённые технологии был осуществлен чётко, в сжатые сроки, причём, без возникновения каких-то существенных проблем. Были небольшие сложности, но в целом это не повлияло на эффективность работы.
 
Дорогой было закуплено почти 450 современных ноутбуков, чтобы обеспечить комфортные и функциональные рабочие места дома. Можно сказать, что сотрудники, работающие удалённо – это наш неприкосновенный запас. По первому требованию они выйдут и будут работать.
 
Пока, в виду того, что эпидемиологическая ситуация остаётся не простой, режим удалённой работы сохраняется на дороге до конца сентября.
 
Конечно, не хватает живого общения, но все эти трудности и неудобства оправданы главным: безопасностью людей, их здоровьем. Именно «удалёнка» позволяет уменьшить распространение вируса.
 
Но мы в любом случае готовимся к выходу из этого режима, чтобы полностью обеспечить на рабочих местах соблюдение всех технических и санитарных требований.
 
Кстати, на прошлой неделе мы уже провели заседание регионального координационного совета в новом формате – с соблюдением социальной дистанции, установкой защитных экранов.
 
– К слову, клиенты дороги ведь тоже, можно сказать, всё это время находятся на «удалёнке». Тут, наверное, кардинально перестраивать работу не пришлось, ведь ОАО «РЖД» уже давно занимается переводом взаимодействия с клиентами в электронный формат?
 
– Интерес клиентов Красноярской магистрали к электронному и дистанционному формату взаимодействия за этот период значительно вырос.
 
Прежде всего, в условиях пандемии и действующих ограничений все свои плюсы продемонстрировала система ЭТРАН. С марта за подключением обратились более 30 клиентов, поскольку это безопасно для людей и эффективно для бизнеса. Порядка 90% документов на дороге оформляются в элек­тронном виде.
 
Кроме того, для онлайн-заказа услуг всё большее число клиентов дороги используют электронную торговую площадку ОАО «РЖД» «Грузовые перевозки».
 
Даже для тех клиентов, с которыми пока отсутствует электронный документооборот, предложены альтернативные способы передачи, приёма и подписания документов – по электронной почте, по факсу. В том числе – согласование схем размещения и крепления грузов тоже сегодня производится дистанционно. Это даже позволило нам существенно сократить время проведения процедуры.
 
– Удалось ли дороге смягчить последствия возникших у бизнеса в связи с COVID-19 сложностей, и за счёт каких мер?
 
– На Красноярской дороге применён ряд оперативных мер по поддержке клиентов-грузоотправителей, разработанных штабом под руководством заместителя генерального директора компании Алексея Шило.
 
В частности, Красноярские дирекции железнодорожных вокзалов, пассажирских обустройств предоставили отсрочку арендных платежей 25 субъектам малого и среднего предпринимательства, арендующим площади на их объектах.
 
В сегменте грузоперевозок предоставлены скидки от 30 до 45% на перевозку грузов в западном направлении. В Абаканском регионе у нас появились такие договоры на отправку угля со станции Камышта в европейскую часть России.
 
По обращению грузоотправителей предоставлялась возможность перевозок без внесения предварительной оплаты, а также финансовые послабления на возврат порожняка.
 
Но самое главное, на мой взгляд, это то, что мы продолжили работу, направленную на совершенствование перевозочного процесса и увеличение пропускной способности дороги.
 
Так, получено положительное заключение на вождение поездов весом 6800 тонн на участке от Междуреченска до Тайшета. Есть ряд ограничительных перегонов, но сам факт – это большой прорыв на перспективу. Раньше было 6300 тонн. По главному ходу Транссиба мы водим поезда весом 7100 тонн.
 
Кроме того, продолжается развитие такого направления, как вождение поездов на длинных плечах. Обкатываем новое плечо от Иланской до Мариинска. Рекордное время ведения поезда – 10 часов 43 минуты, едем без смены локомотивной бригады по Боготолу и Красноярску. Сегодня у нас один поезд по всей дороге ведут всего две локомотивные бригады. И это тоже увеличение пропускных способностей.
 
– Была ли скорректирована инвестпрограмма дороги в связи со сложившимися обстоятельствами?
 
– Нет, объём инвестпрограммы не снижен. На 2020 год запланировано 39,1 млрд рублей. Ключевое направление, конечно, развитие линии Междуреченск – Тайшет. В этом году сдаём 13 объектов на участке от Абакана до Саянской. Это вторые главные пути, разъезды, которые нам позволят существенно повысить пропускную способность.
 
В рамках других инвестпроектов проектируется строительство вторых путей и двухпутных вставок на 32 перегонах, а также ряд других объектов.
 
Предусмотрено приобретение 30 маневровых тепловозов серии ТЭМ-18ДМ и 47 грузовых электровозов серии 3ЭС5К.
 
Продолжается и развитие проекта «Городская электричка» в Красноярске. В 2020 году ведётся строительство пассажирских платформ на остановочных пунктах Мясокомбинат и Шумково, запланировано проектирование островной платформы на станции Красноярск-Северный, необходимой для разведения пассажирского и грузового движения.
 
Проектируются локомотивное и вагонное депо на Детской железной дороге.
 
Немалые средства – 5,3 млрд руб. – направлены на программу обновления железнодорожного пути.
 
– Готовится к открытию после модернизации Козинский виадук на южном ходу. Как вы оцениваете значимость этого события для дороги?
 
– Перегон Джебь – Щетинкино южного хода – один из самых сложных по рельефу как в регионе, так и на всей сети дорог. Открытие двухпутного движения на Козинском виадуке позволит увеличить пропускную способность участка более чем в два раза – с 25 до 67 пар грузовых поездов в сутки.
 
Сегодня мы уже едем по первому и по второму пути (много лет один путь был закрыт для движения), но пока нахождение двух поездов одновременно на этом инженерном сооружении запрещено. Бетон по завершении работ должен набрать определённую силу, а для этого нужно время.
 
По сути, это новое искусственное сооружение. С 2014 года здесь проведено усиление фундаментов и опор виадука, замена пролётных строений по первому пути и ремонт пролётных строений второго пути с переустройством подферменных элементов, замена опор контактной сети. Общий объём бетона, затраченного на ремонт опор виадука, превышает пять тысяч кубометров.
 
– Вадим Владимирович, что бы Вы хотели пожелать коллективу в столь непростой год в преддверии Дня компании?
 
– Самое главное – здоровья, самим железнодорожникам и их близким. А также понимания в семьях и упорства в решении производственных задач – от этого сегодня очень многое зависит.
 
Уже можно с уверенностью говорить, что изменения, которые внесла пандемия, не нарушили слаженной и чёткой работы. Многое делается для сохранения стабильности в коллективе, выполняются условия Коллективного договора. Даже в этих условиях реальная заработная плата по итогам первого полугодия на Красноярской дороге выросла на 2,2%. С 1 октября, как вы знаете, зарплата работников компании будет проиндексирована на 1%.
 
Пандемия, по всей видимости, ещё долго будет мешать нам работать и жить спокойно. Но мы знаем, как ей противостоять, как обезопасить себя, наших клиентов и пассажиров, как выстраивать перевозочный процесс. Мы успешно освоили все новые технологии. И у нас всё получится.
INTELLEX Москва, ул. Верхняя Красносельская, д. 3, стр.5 +7 (499) 929-83-71