Логистика по расписанию
Транспортировка грузов по расписанию получила динамичное развитие на сети РЖД – за десять месяцев было отправлено 10534 маршрута. Раскрыть потенциал «твёрдых» ниток планируется за счёт расширения функционала предоставляемых услуг, персонализированного подхода и выстраивания с клиентом совместной технологии по единым стандартам.
По инициативе редакции газеты «Куйбышевский железнодорожник» в Самаре прошёл «круглый стол» на тему «Твёрдые нитки графика. Расширение практики применения технологии работы грузовых поездов по расписанию. Новые подходы в повышении эффективности использования подвижного состава».
В этом году на полигоне Куйбышевской железной дороги организовано отправление грузов по специализированному расписанию в местном сообщении, но уже в следующем году планируется расширить услугу и выйти на междорожный уровень. Часть клиентов и операторов подвижного состава успели апробировать новую технологию, но полноценный переход на «жёсткие» нитки для них пока сопряжён с определёнными опасениями: недостаточным инфраструктурным развитием станций, ответственностью за предъявление грузов, возможными проблемами взаимодействия между железными дорогами. На Куйбышевской настроены минимизировать вероятность рисков, чтобы способствовать технологическому развитию дороги и своих бизнес-партнёров.
Связующие «нитки»
Транспортировка грузов по расписанию получила динамичное развитие на сети РЖД – за десять месяцев было отправлено 10534 маршрута. Раскрыть потенциал «твёрдых» ниток планируется за счёт расширения функционала предоставляемых услуг, персонализированного подхода и выстраивания с клиентом совместной технологии по единым стандартам.
Сложно представить, но десять лет назад даже пассажирские поезда не всегда ходили по расписанию. Сейчас время «твёрдых» ниток уже настаёт и в сфере грузового движения. Объём перевозок по расписанию за 10 месяцев по отношению к аналогичному периоду прошлого года возрос более чем в 1,5 раза.
На полигоне Куйбышевской дороги работа ведётся по направлениям Красный Гуляй – Салават, Биклянь – Круглое Поле, Балашейка – Салават, Аллагуват – Биклянь, Аллагуват – Октябрьск, Круглое Поле – Косяковка и Круглое Поле – Красный Гуляй. Буквально в день проведения «круглого стола» по Куйбышевской пошёл поезд №1891 назначением на станцию Лужская, который сдался по стыку Кустарёвка на Московскую железную дорогу строго по расписанию как пассажирский поезд – в 12.34.
История внедрения «твёрдых» ниток для Куйбышевской магистрали начиналась со станции Красный Гуляй при перевозке кварцевого песка на станцию Салават. Как вспоминает заместитель генерального директора ООО «Транспортная компания «Велес» Игорь Мамхягов, принятое от железной дороги более двух лет назад предложение об организации логистики по расписанию оказалось своевременным и выгодным. Подтолкнул и тот факт, что основные клиенты «Велес» – предприятия стекольной и машиностроительной отрасли, где круглосуточно работают печи, поэтому несвоевременность поставки сырья грозит остановкой и даже закрытием.
«На тот момент вагоны ходили плохо, часто нарушались сроки достаки, появлялись брошенные поезда, и операторам всё сложнее было выполнять свои обязательства, взятые перед грузополучателем и грузоотправителем, – поясняет Игорь Мамхягов. – Если начинали мы с одного маршрутного направления, то сегодня отправляем порядка 25 маршрутных поездов в месяц по «жёстким» ниткам графика. Это позволило нам экономить с точки зрения используемого парка при данном виде перевозок».
Как уточняют в Куйбышевской дирекции управления движением, на данном направлении использовалось 350 вагонов, а с внедрением технологии – 144, с 16 до восьми дней сократился срок оборота вагонов.
Эффективность технологии оценили и в ОАО «Таиф-НК», которая все отправки в порты РФ осуществляет 100% маршрутными отправками, а это порядка 200-250 тыс. тонн в месяц. По словам начальника управления по транспорту и перевозкам ОАО «Таиф-НК» Рафаэля Сарварова, с Куйбышевской была достигнута принципиальная договорённость, что подписывается договор на перевозку по «твёрдым» ниткам, и заявлено порядка 40 тыс. тонн мазута в месяц на станцию Автово и 50 тыс. тонн мазута, или БГС на станцию Лужская. Плюсы оказались очевидными, и до конца года компания планирует подписать два нефтеграфика, чтобы в начале следующего года осуществить первые отправки.
Однако оптимизм коллег ряд компаний пока не разделяют. Сказываются сложности, с которыми некоторые из них столкнулись при апробации проекта, или сомнения относительно возможных рисков, связанных с пропускными способностями железнодорожной инфраструктуры.
В первом случае, отдельным компаниям не удалось достигнуть взаимопонимания с железными дорогами, в частности, ОАО «КуйбышевАзот», пользующийся услугой «Шаттл», с Северо-Кавказской магистралью, чтобы формировать порожние составы обратно под погрузку по станциям Белореченская или Туапсе, для отправки его до Химзаводской. Возможности «Шаттла», идея которого в ускоренном обороте вагона, теряются, поскольку вагоны после выгрузки для предприятия идут в разнобой – как по обычной схеме.
Что касается пропускных способностей, то этот вопрос волнует клиентов, готовящихся к усилению производственных мощностей. Как рассказал начальник управления УЖДТ ООО «МенделеевскАзот» Андрей Прокофьев, сегодняшние объёмы погрузки в 300 тыс. тонн планируется увеличить в четыре раза за счёт запуска в августе следующего года нового завода. Компания заключает договоры на отправку основного груза – карбамида и метанола, ведёт работу по закупке цистерн и аренде минераловозов, активизировано взаимодействие с «РЖД-Логистика» и поднимается вопрос по маршрутизации. Однако несмотря на такие перспективы, боязнь «упереться» объёмами в пропускную способность – высока.
«На сегодняшний день мы имеем 40 приобретённых «ниток» на Октябрьской, Свердловской железных дорогах. Нас всё устраивает, и мы готовы отправлять, правда, только порожняк, со станции Химическая. Но есть проблема – станция вмещает только 47 условных вагонов, – констатирует директор представительства ЗАО «Сибур-Транс» в городе Тольятти Олег Парфенов. – Если дорога будет развивать станцию, то мы готовы увеличить количество до 57 вагонов, что при нашем расчёте даст 4-5 маршрутов в месяц».
Первый заместитель начальника Куйбышевской железной дороги Дмитрий Атякин уверен, что обоснование грузоотправителями заявленных объёмов поможет дороге добиться инвестиций на развитие пропускных способностей.
«В связи с появлением новых обстоятельств – увеличением клиентами объёмов погрузки – совместно с ведущим транспортным вузом мы готовы рассмотреть реструктуризацию генеральной схемы развития Куйбышевской железной дороги», – подчеркнул он. При этом и от основных производителей требуется развитие внутренней транспортной инфраструктуры, чтобы избежать негативного влияния на деятельность остальных участников рынка перевозок.
А вот представители нефтяной отрасли, продукция которых составляет основу массовых перевозок Куйбышевской дороги, глобальных прогнозов пока не дают, поскольку говорить о гарантированных объёмах в связи с введением налогового манёвра в нефтяной области сложно.
«Сейчас нет понимания о сбыте – куда мы поедем: на экспорт или внутри страны и с какими продуктами, – поясняет заместитель директора Департамента логистики и транспорта ОАО АНК «Башнефть» Аркадий Мейтин. – В начале следующего года, когда ситуация прояснится, будет проще говорить о данном продукте (отправке по «твёрдым» ниткам графика — авт.), но пока по нашей площадке говорить о конкретных примерах не приходится».
Как отмечает начальник товарно-коммерческого управления ООО «Транснефть — Логистика» Александр Суворов, преимущества для собственников подвижного состава очевидны, но важно заинтересовать и грузоотправителей. Речь идёт о возможных преференциях.
По словам первого заместителя начальника Куйбышевской железной дороги Дмитрия Атякина, договор отправления по «твёрдым» ниткам гарантирует заключившим его компаниям, например, в случае форс-мажорных обстоятельств, вывоз, несмотря на конвенционные запрещения. Кроме этого, РЖД гарантирует отправление и прибытие точно в срок, сокращение сроков доставки, уменьшение подвижного состава и как следствие – снижение издержек и дополнительные конкурентные преимущества на рынке.
Начальник отдела управления перевозок наливных грузов АО «НефтеТрансСервис» Олег Думлер уверен, что если получится обеспечить ритмичную выгрузку, то 90% проблем будут решены, поскольку для всех участников самая удобная форма работы – именно ритмичность. Всё же многим компаниям пока до конца не ясно, как новая технология будет работать применительно к конкретным площадкам и направлениям.
В связи с этим исполнительный директор ЗАО «РН-Транс» Даниил Копылов предложил организовать своеобразный тест-драйв: «Предварительно мы не против, давайте посмотрим, как это работает. И если будет эффект, то и вопросов не будет. Давайте активизируемся».
Идею тест-драйвов на «твёрдых» нитках первый заместитель начальника Куйбышевской железной дороги Дмитрий Атякин поддержал. Проработкой вопроса займётся Куйбышевский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО).
Кроме этого, Куйбышевский ТЦФТО одной из основных задач в работе по маршруту видит во внедрении института персональных менеджеров. По словам заместителя начальника Куйбышевского ТЦФТО – начальника отдела мониторинга и маркетинга грузовых перевозок Александра Бельницкого, это улучшит качество транспортного обслуживания в целом и как следствие снизит количество претензий, которые могут быть предъявлены компании. Также повышается вероятность реализации комплекса транспортных продуктов на добавленную стоимость, которые могут возникнуть непосредственно в процессе работы по маршрутам и вскрыться дополнительные услуги, которые можно оказать.
В ближайшее время заинтересованные стороны займутся детальной проработкой поставленных задач, тем более, что серьёзных противоречий между участниками рынка нет. Перевозки по «твёрдым» ниткам интересны клиентам, а с учётом индивидуального подхода и адресной работы могут стать ключевыми в реестре услуг Куйбышевской дороги.
Дмитрий Новиков, начальник Куйбышевской дирекции управления движением
– Перевозка грузов по специализированному расписанию предоставляет возможность формирования маршрута на одной станции погрузки назначением на одну станцию выгрузки с возможностью отправления по специализированному расписанию в целях сокращения сроков доставки, а также организации выгрузки в морских портах по определённому графику подвода гружёных составов, что позволит организовать чёткое планирование организации перевалки груза с железнодорожного транспорта на водный.
Есть несколько элементов маршрутизации. На полигоне Куйбышевской дороги уже апробирована услуга «Шаттл». Также предлагается услуга «Носитель», которая позволяет концентрировать вагонопоток на определённом участке дороги на одну станцию выгрузки или на одну станцию распыления по специализированному расписанию с возможностью освобождения сортировочных станций в пути следования и ускоренной доставки грузов.
Услуга «Атлант» сочетает в себе несколько услуг: на отстой вагонов для перегруппировки цистерн для определённого собственника по роду ранее перевозимого груза, формирования технического маршрута назначением на станцию погрузки и отправление строго по специализированному расписанию под график подач.
Услуга «Титан» определяет наименьшую струю вагонопотоков для формирования поезда, состоящего из нескольких собственников подвижного состава с подгруппировкой по определённым грузоотправителям назначением на одну станцию. В значительной степени её потенциал будет эффективен в случае использования по станциям Бензино-Черниковского узла. Стоит отметить, что «Титан» имеет множество вариантов, вплоть до формирования поездов кратными фронтам погрузки на определённые станции и отправления его по специализированному расписанию.
Сергей Миназов, директор подразделения ОАО «РЖД-Логистика»
– Такой продукт как «твердые нитки» требует дополнений, расширения функционала, чтобы в итоге получился более насыщенный,и, следовательно, привлекательный для клиентов продукт. Во время общения с грузоотправителями становится очевидным, что зачастую для них важна даже не скорость, а то, насколько отправленный маршрут предсказуемо вернётся на станцию погрузки. Обладая данной информацией, грузовладелец будет готов снизить количество собственного подвижного состава.
Пример тесного взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами у «РЖД-Логистика» уже есть. В течение года на базе ОЭЗ «Алабуга» мы работаем с автомобильным заводом Форд Соллерс Елабуга, который получает контейнерные поезда из США, Турции и Польши. Когда в ноябре прошлого года мы начинали работу, то на путях стояли пять брошенных поездов по станции Тихоново, два – в Набережных Челнах и один – в Никашновке. К декабрю их число снизилось, немного подрос простой на подъездных путях, который уже к июлю этого года удалось свести к минимуму.
К сожалению, в октябре эта цифра снова несколько подросла из-за нестабильности на авторынке, продолжающихся при этом поставках комплектующих. Тем не менее, положительный эффект очевиден, и каких-то сверхтехнологий для этого не применялось. По сути, сработало чёткое взаимодействие с морскими линиями, с портом отгрузки, с самим грузовладельцем, с собственником подъездного пути, конечно же, со станциями примыкания. Это позволяет отчётливо организовывать работу: как только поезд грузится в порту, мы чётко планируем – когда он придёт, когда будет подан и выгружен, какие комплектующие нужны на производстве, а самое главное – когда будет контейнер, чтобы запланировать и своевременно подать заявку.
В настоящее время аналогичным образом просчитывается одно из направлений Биклянь – Лужская для ТАНЕКО, время перевозки туда и обратно с учётом выгрузки и формирования должно занять 17 суток.
По инициативе редакции газеты «Куйбышевский железнодорожник» в Самаре прошёл «круглый стол» на тему «Твёрдые нитки графика. Расширение практики применения технологии работы грузовых поездов по расписанию. Новые подходы в повышении эффективности использования подвижного состава».
В этом году на полигоне Куйбышевской железной дороги организовано отправление грузов по специализированному расписанию в местном сообщении, но уже в следующем году планируется расширить услугу и выйти на междорожный уровень. Часть клиентов и операторов подвижного состава успели апробировать новую технологию, но полноценный переход на «жёсткие» нитки для них пока сопряжён с определёнными опасениями: недостаточным инфраструктурным развитием станций, ответственностью за предъявление грузов, возможными проблемами взаимодействия между железными дорогами. На Куйбышевской настроены минимизировать вероятность рисков, чтобы способствовать технологическому развитию дороги и своих бизнес-партнёров.