Только 20% грузополучателей РЖД работают с электронным документооборотом
Важным аспектом информационного взаимодействия ОАО «РЖД» является прозрачность, доступность и достоверность информации. В этой части необходимо отметить развитие сервисов информационных услуг – открытие информации и фактически бесплатное предоставление участникам перевозочного процесса данных, касающихся движения вагонов и грузов, характеристик подвижного состава. Многие сопровождающие информационные услуги предоставляются клиентам бесплатно.
Также важным аспектом является вовлеченность клиентов – грузоотправителей и грузополучателей – в информационные технологии, связанные с перевозками. Надо отметить, что 80% грузоотправителей ОАО «РЖД» взаимодействуют с РЖД в электронном виде. Но только 20% грузополучателей работают с электронным документооборотом. Получатели меньше вовлечены во взаимодействие с перевозчиками. Тем не менее для полноты цифровых технологий, для работы последующих элементов цепочки и непрерывного железнодорожного цикла, связанного с погрузкой, выгрузкой и движением, необходимо вовлекать и грузополучателей в том числе в электронный документооборот. В этом заинтересована и железная дорога, и грузоотправители, и клиенты железных дорог.
Поэтому в следующем году важным элементом расширения взаимодействия станет именно сектор грузополучателей.
Если говорить о взаимоотношениях с клиентами, то дополнительным каналом взаимодействия стал личный кабинет клиента ОАО «РЖД», размещенный на сайте РЖД, он позволяет взаимодействовать с железной дорогой в еще более простом формате, чем предоставляет ЭТРАН. Это также увеличивает долю клиентов, взаимодействующих с железной дорогой в цифровом виде.
Сегодня обсуждается предположительное введение тарифов в зависимости от определенных направлений, участков, исходя из затрат на сети на соответствующих участках прохождения грузов и вагонов. IT-сервисы и большие данные, которые присутствуют у ОАО «РЖД», являются основой расчета экономики и справедливого ценообразования для различного рода клиентов «РЖД».
Речь идет не только о грузовладельцах, но и о владельцах инфраструктуры, и об операторах подвижного состава и терминалах, и организаторах, и владельцах таких технологий, как перевозка по расписанию контейнерных поездов, перевозка грузовым экспрессом и т. д. Вместе этот набор услуг объединяет цифровая среда, которая позволяет рассчитывать эффективность и предлагать конкурентную цену по сравнению с другими видами транспорта.