14 декабря 2020 г.

Рынок транспортных услуг: время сверить часы

XVIII Международная онлайн-конференция «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» в 2020 году объединила 328 участников – практически столько же, сколько собралось на аналогичном мероприятии в прошлом году, которое проводилось в обычном, офлайн, как теперь принято говорить, формате.

Разговор без купюр
Все это лишний раз подтверждает: потребность в площадках для открытого диалога никуда не исчезла. Просто на фоне принятых мер борьбы с последствиями коронавируса приходится приспосабливаться вести дискуссии не в переполненном зале, а через площадку, которую открывает интернет, и вместо неформального общения за чашкой кофе – общаться в чатах. Но накал страстей все равно остался высоким, что само по себе достаточно знаковое явление.

Оно указывает: в конце уходящего года рынку необходимо сверить часы. Проанализировать события и определить ориентиры на будущее. Ведь участники рынка должны планировать инвестиции в развитие. Кому-то необходимо вывозить грузы и крайне важно понимать, сколько может пропустить, например, Восточный полигон. А он, как выясняется, в текущем году не смог пропустить не только 20–30 млн т угля – заявленного, но так и не отправленного добывающими компаниями, отметил заместитель генерального директора – директор по логистике АО «СУЭК» Денис Илатовский. Более того, на восток не могли проехать и целый ряд грузов 2 и 3 класса.

Однако беспокойство вызывают и другие направления. Например, нет запасов мощности на северо-западном направлении. И в конце осени клиенты стали обращать внимание на сложности с выполнением графиков движения на Высоцк, Усть-Лугу, посетовал заместитель генерального директора по железнодорожному транспорту ООО «Трансметкокс» Евгений Кузнецов.

Что нам готовит год грядущий?
Это заставляет экспертов вносить поправки в прогнозы на 2021 год. Ожидается лишь незначительный рост объемов перевозок, несмотря на низкую базу этого показателя в текущем году – в пределе от +1,5% до +2,5% по сравнению с 2020-м, сообщил заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. Однако прозвучали и более пессимистичные прогнозы.

Никогда ранее не звучали столь неоднозначные оценки того, какая сложится в будущем средняя ставка операторов на полувагоны. В конечном итоге был обозначен довольно широкий коридор – от 620 до 950 руб./сут. Наименьшую границу обозначили в ИПЕМ, а наивысшую планку – в СОЖТ. Это указывает на высокую волатильность рынка. И все же при этом у его участников сложилось понимание, что ниже определенного уровня цена на долгосрочные контракты на услуги по предоставлению подвижного состава падать не должна. Иначе это пагубно отразится на смежных сегментах – прежде всего на вагоностроении, где ожидается в предстоящем году спад в выпуске продукции на 20–24% по сравнению с уровнем, который должен быть достигнут в текущем году.

Рельсы и финансы
Вот уже практически конец года, а финансовый план ОАО «РЖД» так до сих пор на будущий год не сверстан, выразил беспокойство председатель подкомитета по железнодорожному транспорту ТПП РФ Евгений Реутов. Итоговое совещание на эту тему отложено. У грузоотправителей нет понимания, сколько в холдинге вложат инвестиций в модернизацию и строительство на сети, какой в итоге сложится тариф перевозчика. Это оказывает давление на экономику в целом, поскольку клиенты затрудняются планировать объемы будущей погрузки.

С учетом принятых мер борьбы с последствиями коронавируса в ряде стран разрабатывают меры по снижению тарифных ставок на сети национальных железных дорог, рассказала вице-президент ЦСР Татьяна Горовая. На этом фоне выглядит удивительной та настойчивость, с которой ОАО «РЖД» сейчас стремится добиться существенного повышения своего тарифа. А также то, что в нестандартной ситуации, сложившейся под влиянием принятых во всем мире мер борьбы с последствиями коронавируса, российские власти не ищут нетривиальных регулярных решений.

Не случайно, по-видимому, среди выступавших прозвучало напоминание о том, что долгосрочная программа развития (ДПР) монополии – это одно, а целевая модель рынка (ЦМР) железнодорожных перевозок грузов – другое. В ней, в частности, фиксировались основные принципы тарифообразования РЖД и условия вывоза грузов. По ряду причин ЦМР в России потеряли. И условия выполнения ДПР теперь оказались под вопросом. Не очень понятно, из каких базовых принципов следует исходить. А также как именно в ОАО «РЖД» должны расшивать накопившиеся узкие места – причем положение дел в этой сфере по сравнению с 2015 годом не особо и улучшилось, хотя вроде бы перевозчик и в течение последних 5 лет регулярно обещал вкладывать больше за счет экономии средств в развитие инфраструктуры.

Вместе с тем на сети имеются достаточные резервы. Ведь там, где РЖД проявляют настойчивость, виден и результат. Улучшения на сети видны по ряду направлений – в качестве примера можно привести развитие контейнерных перевозок и цифровизацию. О том, что сделано в этом направлении и что предстоит, достаточно много говорилось в рамках XVIII Международной онлайн-конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство».

Спасибо всем, кто остается с нами!
В рамках конференции состоялось и множество других событий. РЖД-Партнер подвел итоги VIII Студенческого конкурса на лучшую публикацию по тематике журнала и определил призеров и победителей cоревнования. В состав конкурсного жюри вошли представители редакции, международной логистической компании Nawinia – стратегического партнера конкурса, ряда крупных компаний – участников рынка транспортных услуг и грузовладельцев, Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) – филиала ОАО «РЖД», а также группа отраслевых экспертов.

Прошли и награждения: фирменные статуэтки и дипломы «За партнерскую поддержку конференции» получили партнеры конференции АО «Новая перевозочная компания» и ООО «Трансойл», высокотехнологичный партнер конференции АО «Трансмашхолдинг», а также стратегический партнер студенческого конкурса – международная логистическая компания Nawinia.

За вклад в развитие рынка транспортных услуг статуэтки и дипломы были вручены ООО «Глобал Логистик», А ОЖдПС и СРО «Ассоциация «Промжелдортранс». Особо был выделен вклад главного конструктора ООО «ИнтэлЛекс» Николая Бузурнюка.

Дипломами за публикации, вызвавшие наибольший читательский интерес, были награждены:
– в номинации «За самый точный прогноз развития рынка» – генеральный секретарь КСТП Геннадий Бессонов;
– в номинации «Герой самой популярной публикации» – заместитель директора по работе с госорганами АО «Алтайвагон» Станислав Золотарев;
– в номинации «За инициативу, вызвавшую наибольший интерес» – президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин; 
– в номинации «За самые читаемые экспертные комментарии» – заместитель председателя А ОЖдПС Денис Семенкин.

Источник:  
INTELLEX Москва, ул. Верхняя Красносельская, д. 3, стр.5 +7 (499) 929-83-71