Цифра заменила бумагу
С 1 марта таможенные органы перестали проставлять штампы на бумажных транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документах, в том числе штампы «Выпуск разрешён» и «Товар вывезен». Данная новелла была утверждена решением Евразийского межправительственного совета ещё в июле 2020 года.
Проставление штампов на бумажных транспортных документах теперь будет возможно, если товар загружается с удалённых мест, как правило, небольших станций.
– Так называемые бумажные накладные долгое время являлись главным камнем преткновения при совершении операций в электронном виде при взаимодействии таможенных органов и железной дороги, – пояснила главный государственный таможенный инспектор по взаимодействию со СМИ Иркутской таможни Татьяна Красавина. – Требовалось проставлять штампы, подтверждающие вывоз товара и, соответственно, дающие право на перемещение железнодорожного транспортного средства и на его убытие с таможенной территории Российской Федерации.
Поскольку места погрузки товара часто были удалены, причём иногда на сотни километров, эта процедура нередко занимала три-четыре дня. Соответственно, у железной дороги возникала проблема простоя транспортных средств, а таможенники вынуждены были тратить значительные временные ресурсы на такую «штамповку».
Решением проблемы стало внедрение железной дорогой технологии оформления в цифровом виде грузовых железнодорожных накладных, таможенных и налоговых деклараций при экспорте грузов. РЖД является крупнейшим таможенным перевозчиком и участником внешнеэкономической деятельности, поэтому взаимодействие с таможенными органами «в цифре» получило мощный импульс.
– Появлению в РЖД электронных накладных, несомненно, способствовало применение и развитие современных информационных технологий в таможенной сфере, организация электронного межведомственного взаимодействия, – считает Татьяна Красавина.
По словам начальника отдела по таможенной деятельности Восточно-Сибирского ТЦФТО Кирилла Дегтярёва, ВСЖД стала переходить к новым формам работы в 2019 году. Уже в прошлом году ОАО «РЖД» осуществляло до 80% (ВСЖД – более 85%) перевозок товаров для участников внешнеэкономической деятельности в страны Прибалтики и морские порты Российской Федерации с применением электронных железнодорожных накладных, без их дублирования на бумажных носителях.
В программном средстве РЖД АС ЭТРАН в электронном виде оформляется экспортная накладная, подписываемая электронной подписью грузоотправителя, агента территориального центра фирменного транспортного обслуживания.
– Электронная накладная значительно упростила перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС), – сказал Кирилл Дегтярёв. – Все операции по планированию экспортной перевозки, оформлению декларации, формированию и подписанию железнодорожных документов, отметок таможенных органов, осуществлению налоговой отчётности выполняются в электронном виде на основе электронного взаимодействия ФТС, ФНС и ОАО «РЖД» без дублирования на бумажных носителях на всех этапах внешнеэкономической деятельности.