26 января 2022 г.

«РЖД Маркет», «Интертран» и апгрейд «личного кабинета». Топ-менеджеры и партнеры ОАО «РЖД» оценили цифровые решения холдинга

Мнения участников рынка об ЭТРАН, ЭТП ГП, «Личном кабинете клиента» и других умных сервисах ОАО «РЖД».

Глобальная цифровизация поменяла привычный формат работы всего транспортного сектора, в том числе ОАО «РЖД». В 2019 году утверждена Стратегия цифровой трансформации компании до 2025 года. Чтобы упростить взаимодействие с клиентами, холдинг предлагает им новые цифровые решения, развивает и обновляет существующие.

Александр Ворошнин, заместитель начальника Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД»: 

В 2021 году ОАО «РЖД» достигло определённых успехов в развитии цифровых клиентских сервисов. В наступившем году мы продолжим предлагать новые программы и технологии, а также совершенствовать существующие, для этого в холдинге создана и утверждена ежегодная программа цифровизации.  

В 2022 году одним из приоритетных проектов в сфере цифровизации для нас станет автоматизация процессов планирования и контроля за исполнением грузовой перевозки. За основу цифрового сервиса мы возьмём три этапа: согласование заявки на перевозку, формирование клиентского плана и приём груза к перевозке. 

Значимым опытом в данном сегменте стал проект, который реализован в прошлом году на Куйбышевской железной дороге, – приём к перевозке на основании СКПП суточного клиентского плана погрузки. Основная цель проекта – уйти от необходимости грузоотправителю использовать ГУ-12 (заявку на перевозку грузов железнодорожным транспортом. – Ред.). Сегодня автоматизация позволяет нам на основании СКПП формировать в автоматическом режиме ГУ-12. В перспективе этот проект позволит нам автоматически принимать груз к перевозке по всем направлениям. Иначе говоря, система ЭТРАН самостоятельно проверит и согласует перевозку на основании СКПП.

Следующим направлением для нас станет развитие услуг личного кабинета. Напомним, что в 2021 году количество оформленных и подписанных документов в личном кабинете холдинга возросло с 14,1 до 64,3 тыс. документов ежемесячно. Таких результатов удалось достигнуть в том числе за счёт увеличения количества предоставляемых услуг. В рамках развития сервисов в личном кабинете реализована возможность согласования эскизов для перевозки груза, а также предоставление грузоотправителям доступа к архиву готовых решений для перевозки на безвозмездной основе. В наступившем году клиентов холдинга ждёт ещё больше новаций. Так, доступная сегодня клиентам информационная карта по итогам года должна трансформироваться в интерактивную карту. 

Помимо этого планируется полностью перевести в цифровой формат договорную работу. Это означает, что грузоотправителю больше не нужно будет приходить в офис компании и подписывать договор с ОАО «РЖД», всё это он сможет сделать в режиме онлайн. Развитие личного кабинета затронет и организацию претензионной работы с клиентами ОАО «РЖД». 

Виктор Воронович, генеральный директор АО «ФГК»:

С момента основания АО «ФГК» не только использует цифровые клиентские сервисы холдинга, но и содействует развитию цифровых площадок. Компания готова поддерживать цифровые проекты и инициативы, а также предлагать новые продукты. 

Наша компания использует целый ряд цифровых сервисов холдинга, в том числе информационные услуги, включающие данные о вагонах, их дислокации и техническом состоянии, об операциях с парком, активно работает с системой ЭТРАН. 
Также АО «ФГК» использует сервисы Электронной торговой площадки «Грузовые перевозки», в частности подсистему площадки «Лоты подвижного состава» для проведения торгов. Кроме того, с октября 2021 года компания применяет сервис платформы «РЖД Маркет». 

На базе ФГК мы развиваем и цифровые сервисы, ведём работу по увеличению собираемого массива «больших данных» (Big Data) о состоянии парка вагонов компании, совершенствуем функционал IT-систем. Это позволяет интегрировать множество источников первичной информации и контролировать её качество, а также формировать прогноз состояния вагонов и в будущем автоматизировать процесс организации управления парком полувагонов.  Так, например, в информационных системах определяется расчётная пригодность полувагонов под погрузку исходя из межремонтного норматива и данных о состоянии гребней колёсных пар, полученных с помощью цифровых диагностических комплексов для измерений геометрических параметров колёсных пар подвижного состава.

В дальнейшем в компании продолжится работа по цифровой трансформации, в первую очередь за счёт использования предиктивной аналитики (прогноз технического состояния) для всего парка вагонов АО «ФГК», в том числе для вновь приобретаемого подвижного состава – такого, как контрейлерные платформы и танк-контейнеры.

АО «ФГК» непрерывно совершенствует и расширяет цифровые клиентские сервисы. В 2021 году компания разместила калькулятор расчёта ставок предоставления полувагонов в трёх информационных сервисах – это программа «Rail-Тариф», сервис «Инфолог» и логистический агрегатор «Лагит», что позволило повысить доступность ценовых условий АО «ФГК».

Светлана Прусова, директор по международному сотрудничеству и взаимодействию с органами государственной власти транспортной группы FESCO:

Ряд систем транспортной группы FESCO сегодня интегрирован с цифровыми системами ОАО «РЖД». Совместная технология FESCO и ОАО «РЖД» «Интертран» позволяет оформлять документы, необходимые для отправки импортных грузов из Владивостокского морского торгового порта (ВМТП), в электронном формате.

У Транспортной группы FESCO хороший уровень интеграции с информационными системами ОАО «РЖД». В частности, мы работаем с ЭТРАН по всем нашим сервисам. Наши импортные сервисы из ВМТП работают по технологии «Интертран», которая подразумевает не только электронное оформление самой перевозки через ЭТРАН, но и все операции, связанные с постановкой вагонов. Стоит отметить, что ВМТП – один из самых автоматизированных портов в РФ. Совместно с коллегами из РЖД налажена работа по передаче данных в 1С, проведена интеграция по плану погрузки, которая позволяет ускорить приёмку поездов на 1,5 часа, введён автоматический электронный план, ведётся работа по переходу на смарт-контракты и ряд других проектов. 

Мы ждём ещё большей интеграции между РЖД, Россельхознадзором и операторами по перевозкам рефрижераторных грузов. Это позволило бы, например, избежать необходимости распечатывать железнодорожные накладные для проставления отметки «выпуск разрешён» уполномоченными сотрудниками Россельхознадзора на станциях отправления.

Александр Комышан, директор по логистике ЕВРАЗа: 

В последние годы ЕВРАЗ на постоянной основе использует цифровые сервисы ОАО «РЖД» на своих предприятиях. Сегодня инновации, предлагаемые холдингом РЖД, помогают упростить все рабочие моменты компании и беспрепятственно отправлять грузы даже в сложное пандемийное время.

Наши предприятия активно пользуются такими сервисами ОАО «РЖД», как АС ЭТРАН, Личный кабинет клиента, Электронная торговая площадка грузовых перевозок (ЭТП ГП), call-center, смарт-контракт, взаимодействие с АС ЭТРАН в режиме АСУ-АСУ (предназначен для обмена данными между АС «ЭТРАН» и собственной информационной системой компании-ред.). 

Установленная на предприятиях ЕВРАЗа новая платформа АС ЭТРАН имеет более понятный и наглядный интерфейс, позволяющий быстрее обрабатывать необходимую информацию. По нашему мнению, бесспорным преимуществом новой версии является возможность удалённой работы на мобильных устройствах, что очень актуально в текущей эпидемиологической ситуации.

Положительную оценку пользователей по результатам работы получил сервис «Личный кабинет клиента» (ЛКК). Так, мы можем отметить удобство функционала суточного клиентского плана погрузки, согласование новых схем погрузки, получение данных о дислокации (трекинг) и техническом состоянии вагонов, возможности подачи заявок формы ГУ-12, уведомлений о завершении грузовых операций, подписание актов общей формы и многое другое. 

Быстрому переходу и внедрению новых сервисов способствовали многочисленные консультационные встречи для грузоотправителей, организованные ОАО «РЖД», подробные видеоинструкции и отлаженная обратная связь по возникающим вопросам.

Могу сказать, что сегодня грузоотправителям уже сложно представить, как организовывать работу без электронно-цифровых сервисов, которые созданы перевозчиком. Разумеется, существуют определенные направления для доработок, как например, полнота сведений по актам общей формы, достоверность данных по всем первичным документам, но мы надеемся, что эти и многие другие вопросы будут решены в ближайшем будущем. ЕВРАЗ совместно с ОАО «РЖД» готов внедрять любые цифровые технологии, позволяющие повышать эффективность логистики и ускорять процесс железнодорожных перевозок.

Андрей Шепель, директор по логистике АО «Апатит» (Группа «ФосАгро»): 

Предприятия «ФосАгро» ежегодно внедряют у себя новые цифровые сервисы и информационные площадки, предлагаемые ОАО «РЖД». Так, в 2021 году компания присоединилась к сервису «Фокус», а в 2022 году планирует перейти на систему по обмену данными с холдингом. 

На протяжении нескольких лет мы пользуемся сервисами, представленными в личном кабинете грузоотправителя ОАО «РЖД». В основном это информационные сервисы, касающиеся технического состояния вагона, дислокации, мониторинга движения средств на ЕЛС, ведение претензионной работы. Также в работе компании мы используем такие сервисы, как планирование погрузки (СКПП), подача заявок на оказание услуг по размещению вагонов как в перевозочном, так и вне перевозочного процесса, заявления на переадресовку. При наличии собственной информационной системы, отвечающей за организацию железнодорожных перевозок, мы используем их (сервисы) в режиме АСУ-АСУ.

В 2021 году «ФосАгро» подключилась к работе с сервисом «Фокус». Это горячая линия, созданная РЖД для грузоотправителей. Данный сервис позволяет освещать наиболее актуальные и нерешаемые в ходе стандартного взаимодействия проблемы, возникающие в процессе перевозок. К примеру, это продвижение приоритетных грузов и подъём отставленных от движения груженых и порожних составов. 

В 2022 году мы планируем начать пользоваться услугой по обмену информацией о текущем обеспечении наших производственных площадок основными видами сырья. Это выведет координацию работы между «ФосАгро» и ОАО «РЖД» на качественно новый уровень. Сведения об обеспеченности наших площадок приоритетными грузами будут поступать в информационные системы РЖД и будут доступны не только оперативному персоналу РЖД, но и высшему руководству холдинга. По нашим ожиданиям, это позволит без задержек устанавливать приоритеты в продвижении сырья для обеспечения предприятий с непрерывным производственным циклом, а также вовремя принимать необходимые меры по предотвращению критических ситуаций, связанных с обеспечением предприятий сырьевыми ресурсами.

INTELLEX Москва, ул. Верхняя Красносельская, д. 3, стр.5 +7 (499) 929-83-71