25 октября 2022 г.

Российский стандарт

29 стран в составе Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) и другие западноевропейские перевозчики выстраивают свои документы по цифровым форматам, заданным АС ЭТРАН.

Сегодня  ОАО «РЖД» является лидером в вопросе развития стандартов международного электронного документооборота, который приносит немалый экономический эффект для всех участников, и попытки изменения стандартов нанесут серьёзный ущерб, в первую очередь железнодорожным перевозчикам европейских государств. Цифровизация – это важный фактор повышения эффективности международной торговли, и попытка отказа от продолжения этого процесса даже в небольшом объёме потребовала бы дополнительно тысяч людей, которые ранее занимались бумажным документооборотом. Экономика уже впитала те эффекты и преимущества, которые даёт ей цифровизация, и откат назад даже к процессам двухлетней давности привёл бы к значительным экономическим потерям.

ОАО «РЖД» начало активно заниматься внедрением электронного документооборота при экспортно-импортных перевозках в 2015–2016 годах. Компания решила представить комплексный электронный сервис для участников перевозок, который был бы интересен всем: и участникам внешнеэкономической деятельности, и контролирующим органам, и самому национальному перевозчику, и организациям, которые оказывают услуги перевозок.

Компания для себя сформулировала задачу, чтобы перевозки, которые осуществляются через Россию, будь то из Китая в Германию или из Германии в Китай, должны производиться по электронным перевозочным документам. Электронная железнодорожная накладная должна иметь цифровую подпись в соответствии с законодательством страны, в которой эта перевозка начата, далее в соответствии с законодательствами каждой страны юридически подтверждается значимость этих железнодорожных документов. Электронные документы доступны всем контролирующим органам стран, через которые производится перевозка.

Эта огромная работа была разделена на этапы, и первый из них – экспортная перевозка в комплексном электронном взаимодействии – был завершён в 2018 году. Компания выбрала для себя определённое пилотное направление, согласовала участников эксперимента, форматы электронных документов между таможенными и налоговыми органами и электронные форматы документов, которые приняли остальные страны.

Затем была решена задача перевозок по транзитным коридорам с использованием электронных накладных. ОАО «РЖД» осуществляло перевозки грузов в контейнерах и порожних вагонов с применением безбумажных технологий из Калининграда через Литву, Латвию, Эстонию, Финляндию, Белоруссию, Россию в направлении Казахстана.

При этом нужно отметить, что в России появился Федеральный закон № 302 от 3 августа 2018 года, который закрепил соответствующие изменения. Нормативная база с этого момента была приспособлена под электронный оборот транспортных документов.

Услуга была признана комплексной и сетевой. Это означало, что она, во-первых, могла охватывать все этапы перевозки, от планирования и взаимодействия с таможней до отчётов в налоговые органы.

А во-вторых, все участники транспортировки (включая государственные контролирующие ведомства) могли быть встроены в сеть обмена электронными документами.

В результате получилось так, что, создавая востребованную на рынке инновационную локальную железнодорожную технологию, ОАО «РЖД» смогло предложить продукт федерального масштаба, который стал одним из драйверов цифровизации экономики России в целом.

Кроме того, крайне важно, что все согласованные в России цифровые форматы, признанные и принятые российскими регуляторами, были также признаны и приняты на пространстве Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД), которая включает 29 стран. Иными словами, для перевозчиков этих государств типовыми стали российские форматы документов. Тем самым было закреплено лидерство России на международной арене по данному направлению деятельности за счёт использования интеллектуального потенциала отечественных специалистов.

Затем ОАО «РЖД» в 2019–2021 годах реализовало вторую часть – комплексную импортную технологию. Компания добилась от сопредельных иностранных перевозчиков, чтобы они передавали в электронном виде не только перевозочные документы на груз, но и товаросопроводительные: инвойс, упаковочный лист и другие.

Форматы этих документов согласованы с Федеральной таможенной и налоговыми службами, то есть их системы способны прочитать эти документы. По факту таможенной электронной регистрации на границе в системе «ЭТРАН» формируется транзитная таможенная декларация, и уже можно открывать процедуру таможенного транзита в электронном виде и так же завершать её.

По российским стандартам выстраивают свои документы – форму реквизитов и бланков электронных документов – в том числе и западноевропейские перевозчики, которые не входят в ОСЖД. Ранее эта работа была организована с немецкой Deutsche Bahn, с французской SNCF, с «Австрийскими железными дорогами» и рядом других компаний. То есть фактически большинство европейских перевозчиков работают на наших стандартах. И если они начнут отказываться от такой схемы работы, которая облегчает им получение транзита из государств Азиатско-Тихоокеанского региона, то проблемы будут не у ОАО «РЖД», а у самих европейских перевозчиков, которым будет необходимо перестроить работу, а значит, затратить время и дополнительные деньги. Кроме того, если они будут возвращаться в исходную точку, то возникнут проблемы уже между государствами ОСЖД, где приняты российские стандарты. Ранее ряд европейских стран уже высказывал претензии к тому, что в Евросоюзе должны быть собственные единые стандарты электронного документооборота при зарубежных перевозках, однако до сих пор здесь используются российские, и пока это позволяет объединить железнодорожные администрации, в том числе и европейских государств.

Таким образом, здесь за счёт затрат ОАО «РЖД» и средств государственного бюджета компания предоставила инструмент бизнесу, который позволяет снижать затраты и время на осуществление экспортных и импортных перевозок.

Несмотря на то что между европейскими государствами и Россией серьёзно осложнились отношения, в том числе и в IT-секторе, наша страна обладает очень хорошим потенциалом в сфере программирования, и импортозаместить то иностранное программное обеспечение, которое использовалось ранее, не составит большого труда.

Более того, есть необходимость и возможность серьёзно поработать над дальнейшим развитием электронного документооборота.

Уже неоднократно отмечалось, что сейчас существует определённый дисбаланс. Если к западу от России технологии электронного документооборота хорошо развиты и применяются, то к востоку ситуация более сложная. Необходимо развивать электронные технологии с государствами Средней Азии, но самое главное – пока нет полного взаимодействия в этой сфере с Китаем, который является основным грузоотправителем между Европой и Азией. На примере сотрудничества с Казахстаном в международных транзитных перевозках отчётливо видно, что такая работа даёт хорошие результаты в экономическом плане.

В июне состоялась видеоконференция генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозёрова и председателя совета директоров государственной корпорации «Китайские железные дороги» Лу Дунфу. На переговорах обсуждались темы развития контейнерных перевозок в сообщении Китай – Европа, пограничных переходов и диверсификации грузопотоков. Стороны также отметили необходимость дальнейшей цифровизации документооборота. По результатам встречи главы железных дорог договорились продолжать работу по повышению полноты и качества электронных данных. Общей целью они назвали переход на электронный юридически значимый документооборот с контролирующими органами. Электронное взаимодействие с таможенными органами России и Китая позволит значительно ускорить процедуры пересечения границ, что будет способствовать росту объёмов перевозок.

INTELLEX Москва, ул. Верхняя Красносельская, д. 3, стр.5 +7 (499) 929-83-71